Проблема решаемая проектом | Изучение одного из доказательств эволюции - морфологического |
Основная идея | Как внешняя среда и образ жизни живого организма влияют на его морфологические особенности |
Масштаб организации работ | Работа проводилась в течении первого полугодия |
Полученные результаты | 1. Освоение насекомыми всех сред обитания – наземно-воздушной, почвенной, водной и даже тел других живых организмов было бы невозможно без соответствующих адаптивных видоизменений их конечностей (наряду с различными типами ротовых органов, усиков и крыльев).
2. Различные типы конечностей различаются между собой морфологией элементов, составляющих данную конечность.
3. Эволюция конечностей высших беспозвоночных – насекомых, шла, по всей видимости, параллельно с эволюцией конечностей позвоночных, что доказывается их единым планом строения. Позвоночные (кроме круглоротых, ланцетников и рыб, разумеется) – бедро, подвижно сочленённое со скелетом туловища тазобедренным суставом, голень и стопа с пальцами; беспозвоночные – тазик, вертлуг, бедро, голень и лапка с коготками. Вертлуг – элемент, отсутствующий у позвоночных, но присутствующий, и весьма кстати, у беспозвоночных в качестве дополнительного рычага, обеспечивающего большую подвижность ноги. Ну, а лапка с коготками аналогична стопе с пальцами.
|
Кому нужны результаты проекта | В первую очередь, самим учащимся - и тем, кто занимался проектом, и тем, кто будет изучать внешнее строение насекомых. Школьная программа не предусматривает такое подробное изучение особенностей морфологии конечностей насекомых. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | На будущий год мы планируем заняться изучением морфологии и анатомии ротовых органов насекомых. |