ФИО заявителяАрутюнян Грета Эмилевна
Дата рождения05.02.2005

Проект

НазваниеДлина светового дня и маркировочное поведение самцов хомячка Кэмпбелла
УчреждениеНОЧУ "Школа "Муми-Тролль" Волоколамское шоссе, д.1
Класс11
Науч. руководительХрущова Анастасия Михайловна
КонсультантГантман Мария Владимировна
Исполнители
  • Арутюнян Грета Эмилевна
Секция9 - 11 классы «Чтения им. А.А. Леманского: «На пути к великим открытиям». Проектные и исследовательские работы физико-математической и естественнонаучной направленности.
Краткое описание проектаДанная работа посвящена изучению влияния короткодневной фотопериодической реакции на маркировочное поведение молодых половозрелых самцов хомячка Кемпбелла.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомОбщения посредством меток - один из основных способов коммуникации грызунов, в частности, хомячков Кемпбелла. Известно, что в зимний период размеры и активность среднебрюшной железы, выделяющей секрет для метки, у хомячков уменьшаются, это вызвано снижением уровня тестостерона в крови. При этом исследований, непосредственно посвященных влиянию продолжительности светового дня на маркировочное поведение, нами найдено не было.
Основная идеяЦель нашей работы - выяснить влияет ли продолжительность светового дня на маркировочное поведение самцов хомячка Кемпбелла. Гипотеза работы состоит в том, что маркировочная активность в зимний фотопериод сокращается.
Масштаб организации работВся работа была выполнена в лаборатории сравнительной этологии и биокоммуникации в Институте Проблем экологии и эволюции им А. Н. Северцова РАН. В эксперименте участвовало 15 половозрелых самцов хомячка Кэмпбэлла, находящихся на разных режимах освещения и отобранных по уровню половых гормонов.
Полученные результатыИсходная гипотеза эксперимента о том, что маркировочная активность в зимний фотопериод сокращается, не подтвердилась. Выяснилось, что маркировочная активность не зависит напрямую от уровня тестостерона. Данный вывод можно сделать исходя из того, что значительной разницы между выраженностью маркировочного поведения между группами по результатам данного исследования не выявлено несмотря на различие в размере среднбрюшной железы, что косвенно говорит о разном уровне тестостерона.
Кому нужны результаты проектаШкольникам и студентам, увлеченным биологией. Биологам, работающим с животными, чья жизнь связана с запаховыми фонами и продолжительностью светового дня.
Перспектива дальнейшнего развития проектаРезультаты данной работы позволяют так же выдвинуть гипотезу о том , что если хомяк уже научился маркировать территорию, то он продолжит это делать на протяжении всей жизни. Данная гипотеза , да и в целом работа могут стать предметом для новых исследований ,которые помогут нам лучше изучить маркировочное поведение - один из основных методов коммуникации среди грызунов. Благодаря данной работе у меня появилась возможность погрузиться в невероятный мир зоологии и вживую поработать с замечательными животными – самцами хомячка Кэмпбелла. Так же я окончательно убедилась в правильности выбранного мною направления дальнейшего обучения

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма24 23 22 69.0
Презентация работы5 5 4
Социокультурные и образовательные последствия 4 4 3
Результаты работы5 5 5
Организация работы5 5 5
Анализ проблемы 5 4 5
Комментарии
Комментарий по проекту

Грета Эмилевна в проекте «Длина светового дня и маркировочное поведение самцов хомячка Кэмпбелла», как мы интерпретируем, решала одну из классических задач биокоммуникации, т. е. каким образом устанавливается связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов. В этом случае именно маркировочное поведение — основной метод, образо говоря, рассказать хомячкам о себе. В этих целях Грета решала следующие задачи: • Выделить и описать различные формы поведения • Проанализировать поведение хомяков, находящихся на разных фоторежимах на территории, не имеющей социальный запах (нейтральная) • Проанализировать поведение хомяков, находящихся на разных фоторежимах на территории, имеющей социальный запах (чужая) • Сравнить проявление маркировочного поведения самцов на разных территориях • Сравнить степень проявления маркировочного поведения у самцов находящихся на разных фоторежимах Описанием выполнения исследования Грета продемонстрировала высокий уровень (для выпускницы школы все же) овладения опытно-экспериментальной работой в области «сравнительной этологии и биокоммуникации», тем более, что она осваивала все эти премудрости (это продолжалось почти два года) в лаборатории сравнительной этологии и биокоммуникации в Институте Проблем экологии и эволюции им А. Н. Северцова РАН. Были выдержаны все необходимые процедуры тестирования и обработки результатов. В итоге Грета вышла к выводам о результатах проведенного исследования, которые были представлены на общешкольной научной конференции. Были получены положительные отзывы от школьных учителей биологии и остальных слушателей. Так же на вышеупомянутой конференции были даны критические замечания, которые были учтены в финальной версии исследования, которые и легли в основу данного проекта. По всем критериям оценки ОТЛИЧНО, кроме оценки последствий (см. ниже) Как пишет сама Грета — у нее появилась возможность «погрузиться в невероятный мир зоологии». Она окончательно убедилась в правильности выбранного мною направления дальнейшего обучения. Здесь мы не можем не выразить свои высокие оценки и руководителю: А.М. Хрущовой, к.б.н., научному сотруднику Института Проблем экологии и эволюции им А. Н. Северцова РАН. Мы не осведомлены, но надеемся, что в школе «Муми-Тролль» на высоком уровне поставлена не только профессиональная ориентация на будущее образование. Но фактически идет уже профессиональный отбор для научной деятельности. Личный результаты, конечно, достигнуты. Однако неясно, как этот проект влияет на образовательное продвижение одноклассников. Не все же они увлечены биологией. То есть, в такого рода проектов специальной направленности стоит ставить познавательные задачи в проекте для других.

Комментарий по оценкам

См. в комментариях по проекту

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Комментарий для педагогов и родителей Спасибо всем, кто помогал автору! Исследование выполнено на высоком уровне.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося Хорошая исследовательская работа! Молодец! В работе четко сформулированы цель и задачи исследования. Однако не определена актуальность его проведения. Какую проблему можно решить, получив новое знание в ходе исследования. Замечательно, что проведенное исследование укрепило Вас в правильности Вашего профессионального выбора. Однако не ясно, как полученные в исследовании результаты могут использоваться. школьниками и студентами, которые увлекаются биологией.

— Эксперт 2
Комментарий по проекту

Комментарий для руководителя проекта. Исследование выполнено на высоком уровне. Рекомендуется обсудить с автором образовательные и социокультурные последствия данного исследовательского проекта.

Комментарий по оценкам

Комментарий для автора проекта. Молодец! Очень содержательное исследование. Рекомендуется познакомить с ним учеников более младших классов Вашей школы. Желаем успехов!

— Эксперт 3