Проблема решаемая проектом | В русском языке очень много слов, которые имеют различные значения, и точный смысл этих слов может быть определен только из смысла предложения. Например, если вы встретите предложение «Из земли бил чистый, холодный ключ», то вряд ли в воображении возникнет ключ от замка или шифровальный ключ.
Однако встречаются и такие слова, научный смысл которых в обиходе очень часто путают, хотя на самом деле они обозначают совершенно разные понятия. К таким словам относятся слова «масса» и «вес». Эти понятия путают настолько часто, что даже в учебниках, например учебниках математики для начальных классов, они порой используются неправильно.
Мы считаем, что это недопустимо, поскольку понятия массы и веса очень широко используются в науке, и неправильное их понимание может привести в дальнейшем к трудностям в изучении основ наук. Некоторым может показаться, что говорить об этом с младшими школьниками рано, что на уроках физики в 7 классе понятия массы и веса будут разобраны, но мы думаем, что прививать правильное представление о научных понятиях надо с самого раннего возраста, тем более что есть опасность запоминания неверных представлений о природе вещей, которую потом трудно будет преодолеть. |
Основная идея | Гипотеза:
Разъяснение понятий "масса" и "вес" ученикам начальной школы будет способствовать более грамотному их использованию и облегчит последующее их освоение в курсе физики.
Цель работы:
Мы подумали, что будет полезным самим разобраться в смысле этих понятий и создать материал, позволяющий другим ученикам начальных классов усвоить различия массы и веса, а учителям помочь им в этом.
|
Масштаб организации работ | • Изучить теоретический материал
• Сконструировать демонстрационную установку для проведения опыта
• Разработать урок по теме "Масса и вес" и провести его в 1-м классе
• Снять обучающий видеоролик на данную тему и разместить его в Интернете
|
Полученные результаты | Мы изучили теоретический материал и решили, что для наглядного показа различия этих понятий надо провести ряд демонстраций.
Нами были сконструированы и изготовлены из очень доступных материалов приборы и установка, с помощью которых можно наглядно показать различия понятий массы и веса.
Кроме того, нами был подготовлен и успешно проведен в первом классе урок, на котором мы с первоклассниками разобрали эти вопросы. (Конспект урока приводим в приложениях).
Но самым, пожалуй, важным результатом нашей работы, является снятый нами видеоролик, помогающий понять истинное, научное значение этих слов.
|
Кому нужны результаты проекта | Учителям начальных классов, ученикам начальных и, возможно, более старших классов. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Работа над раскрытием других научных понятий, имеющих неоднозначное толкование и, поэтому, часто искажаемых. |