Проблема решаемая проектом | На уроках литературы мы познакомились с творчеством северных архангельских сказителей: С. Писахова, Б.Шергина. И после прочтения удивительных сказок этих писателей, мы задумались: «А есть ли в нашей области другие сказочники?» С этим вопросом мы обратились в библиотеку и нашли там два интереснейших сборника сказок, один из которых «Пинежские сказки» (записанные Симиной Г.Я.), а второй сборник - «Сказки деда Бориса», написанные Кузнецовым Борисом Алексеевичем, уроженцем Пинежского района, деревни Шардомень. Оба сборника содержат в себе пинежские сказки, но один сборник- это фольклорные сказки XIX века, а второй – авторские XXI века.
Отсюда и возникла тема нашего исследования - «Пинежские сказки: вчера и сегодня». Целью нашей работы является сравнение народной и авторской пинежской сказки, выявление сходства и различия в сказках разных веков. |
Основная идея | Сказочники Пинежья XXI века продолжают фольклорные традиции своих дедов и прадедов, и вместе с тем добавляют в свои сказки элементы современности, для того чтобы заинтересовать нового читателя. |
Масштаб организации работ | Задачи исследования: проанализировать особенности народных и литературных сказок и установить общие и отличительные черты пинежских народных и литературных сказок.
Основными методами исследования являются описательный и сравнительный.
|
Полученные результаты | Изучив оба сборника сказок, мы сделали следующие выводы: роднит народные и современные авторские сказки победа добра над злом, наличие положительных и отрицательных героев, сохранение композиционных особенностей, таких как присказки, зачина и концовки.
Но нашлись и отличия: в литературной сказке появляются новые герои, в авторской сказке происходит отказ от тенденции обобщения, ярко выражена авторская позиция. В современном очень динамичном мире ценится короткая сказка. Повторы и традиционные сказочные формулы также отсутствуют в авторских сказках, так как трехкратное повторение замедляет действие сказки.
Наряду с диалектными словами в авторской сказке употребляются и современные для писателя слова, так как сказка насыщается элементами бытового повествования.
|
Кому нужны результаты проекта | Данная работа актуальна, так как в XXI веке вновь возрастает интерес к фольклору и к тем людям, которые стараются сохранить элементы устного народного творчества в современной жизни. Кроме этого, результаты данной работы можно использовать на уроках литературы при знакомстве учеников с темой «Русские народные сказки». |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | На Севере существуют и другие современные сказочники, можно проанализировать их творчество и попробовать самостоятельно сочинять сказки. |