Научно-практическое образование » Концепция инновационной площадки

Концепция инновационной площадки

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт изучения детства, семьи и воспитания

Российской академии образования»

Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»

Программа сетевой инновационной площадки

"Научно-практическое образование: модель, технологии, практика"

Содержание.

1. Аннотация

2. Паспорт программы

3. Текущее состояние сферы реализации программы

4. Проблемы, на решение которых направлена реализация программы

5. Основные уровни программы

6. Система мероприятий Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» - главного партнера программы

7. Итоги реализации программы

1. Аннотация.

Настоящая программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, ФЦП «Развитие образования в Российской Федерации на 2016-2020 гг., Федеральными государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования, Концепцией развития дополнительного образования в Российской Федерации и решает задачи обеспечения инновационного характера базового образования; модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития; дальнейшего становления системы работы с талантливыми и одаренными детьми и их профориентации в области приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России; распространения в регионах РФ современных моделей успешной социализации детей, основанных на проектной и исследовательской деятельности; разработки и внедрения моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности и развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений с использованием технологий дистанционного образования и консультирования.

Развитие проектной, исследовательской деятельности и научно-технического творчества обучающихся в России характеризуется богатыми традициями, заложенными в советское время, а также в дореволюционной период (система внешкольного образования, технические училища, лицеи и др.), дифференцированностью (общее, дополнительное, высшее образование). Это определило появление целой плеяды выдающихся ученых, изобретателей, инженеров, которых дала миру российская наука и техника; их талант был своевременно выявлен и подержан образовательными институтами.

В 1990-е годы это направление в образовании фактически было предоставлено самому себе, в результате произошло уменьшение количества ученических коллективов, реализующих программы исследовательской деятельности, снижение уровня их технического и кадрового обеспечения; тематика работы осталась «замороженной» на уровне второй половины ХХ века.

В настоящее время в стране нет единой системы координации и научно-методического сопровождения образовательных учреждений, региональных программ, работающих в области проектной и исследовательской деятельности. При этом в руководстве государства отчетливо понимается необходимость мер по изменению ситуации, однако одних только усилий государственных структур недостаточно для кардинального улучшения положения в этой сфере.

Настоящая программа направлена на развитие механизмов государственного управления и поддержки научно-практического образования (научно-технического творчества, проектной и исследовательской деятельности) в регионах страны, создание общественной системы экспертизы, научно-методического и консультационного сопровождения региональных образовательных учреждений путем поддержки и методического сопровождения региональных научно-практических конференций и конкурсов школьников, научно-методических мероприятий педагогов, курсов повышения квалификации руководителей проектно-исследовательских работ школьников, экспертизы качества региональных мероприятий, создания условий эффективной работы для талантливых учащихся и педагогов, развития системы их «социального лифтинга», материального и морального стимулирования.

2. Паспорт программы.

 Наименование программы:

Реализация модели научно-практического образования в системе образования Российской Федерации

Основание для разработки программы:

Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации; Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2016-2020 гг., Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, объективный социальный заказ на развитие методик, технологий и форм работы с детьми в сфере научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

Цель программы:

Развитие системы выявления и государственной поддержки образовательных практик, успешных педагогов и талантливых школьников, реализующих программы научно-технического творчества, проектной и исследовательской деятельности; информационного, консультационного и методического сопровождения их работы.

Задачи программы:

  1. Поддержка системы работы с талантливыми и одаренными учащимися в области научно-практического образования, их выявления, адресной психолого-педагогической поддержки, социализации, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с целью формирования интеллектуальной элиты общества, способной обеспечить строительство высокотехнологичной экономики и эффективного государства;

  2. Становление системы развивающих конкурсных и образовательных мероприятий для школьников в области научно-технического творчества, проектной и исследовательской деятельности (научно-практических конференций, конкурсов, выставок научно-технического творчества учащихся, профильных смен в оздоровительных лагерях, полевых практик, исследовательских экспедиций, стажировок на базе научных учреждений и др.);

  3. Становление единой экспертной системы оценки качества исследовательских и проектных работ учащихся; качества конкурсных мероприятий; эффективности муниципальных, региональных проектов и мероприятий в области научно-практического образования; создание межрегионального экспертного сообщества, способного решить указанные задачи;

  4. Развитие системы дистанционного и очного консультирования региональных программ и проектов развития исследовательской, проектной деятельности учащихся и научно-технического творчества силами специалистов из наиболее эффективных образовательных учреждений, занимающихся этим направлением; ученых (педагогов и психологов) из системы научных учреждений Российской академии образования; преподавателей вузов, специалистов из институтов Российской академии наук и др.;

  5. Развитие системы информационно-методической поддержки исследовательской и проектной деятельности в региональных образовательных учреждениях; руководителей исследовательских работ школьников, включая издание методической литературы, поддержку системы сайтов с размещением на них методических материалов, информации о проходящих мероприятиях, отчетов о работе региональных организаций, анонсов и др.;

  6. Развитие системы повышения квалификации и подготовки руководителей исследовательских и проектных работ в регионах (включая разработку модульных программ повышения квалификации), научно-методических конференций и конкурсов для педагогов; распространение лучшей практики работы московских и региональных образовательных учреждений в области проектно-исследовательской деятельности в рамках проведения выездных семинаров, круглых столов и мастер-классов ведущих специалистов;

  7. Становление единой национальной системы конкурсных мероприятий в области научно-практического образования; поддержка Всероссийских и международных конференций и конкурсов; развитие системы аффеляции региональных конференций при Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского и других Всероссийских мероприятиях; развитие модели «социального лифтинга» для талантливых школьников - победителей региональных конференций и конкурсов;

  8. Обеспечение участия российских школьников во Всероссийских и международных конференциях

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы будут достигнуты следующие эффекты:

  • повышение эффективности системы научно-практического образования на уровне образовательной системы страны; увеличение вклада проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества в решение актуальных задач национального образования;

  • повышение численности контингента талантливых учащихся, желающих получить высшее образование в области естественнонаучных и технических специальностей;

  • повышение количества учителей и педагогов, владеющих методиками организации исследовательской деятельности учащихся;

  • повышение количества инфраструктурных образовательных программ и проектов, интегрирующих ресурсы общеобразовательных учреждений, вузов, научных учреждений, общественных организаций и др.;

  • повышения роли институтов гражданского общества и общественно-государственной координации программ и мероприятий в области научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности учащихся;

  • разработка механизмов эффективного многоканального финансирования образовательных программ и проектов, развитие модейлей социального партнерства в области научно-практического образования;

  • развитие национальной системы выявления и поддержки одаренных учащихся; привлечение талантливых, мотивированных абитуриентов к поступлению в ведущие вузы Москвы и других крупных городов России; развитие механизмов «социального лифтинга» для таких школьников;

  • интеграция системы и институтов научно-технического творчества учащихся в мировую образовательную систему.

3. Текущее состояние сферы реализации программы.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации одной из главных приоритетных целей называют удовлетворение изменяющихся образовательных запросов общества и инновационной экономики.

Реализация поставленных целей и задач будет решаться путем обновления содержания и технологий образования. В этой связи в школах, домах детского творчества, колледжах будет усиливаться роль проектной, исследовательской деятельности, научно-технического творчества и других видов продуктивного образования (так, в ФГОС для старшей школы введен отдельный модуль – «индивидуальный проект»).

Отсутствие на государственном уровне единой концепции и программы развития научно-практического образования детей и молодежи не способствует процессу обновления образования, которое продиктовано перспективами развития инновационной экономики. Дополнительные сложности возникают и в связи с отсутствием единого понятийного аппарата на виды практико-ориентированной образовательной деятельности, что приводит к проблемам в построении единой системы организации, поддержки и контроля за развитием творческих форм образовательной деятельности.

В решении этих проблем значимая роль должна принадлежать Федеральному центру художественного творчества как организации, аккумулирующей, привлекающей и направляющей деятельность и ресурсы учреждений и специалистов, работающих в сфере исследовательской и проектной деятельности школьников.

История вопроса

В нашей стране существуют богатые традиции в развитии направлений творческой деятельности обучающихся. Эта работа имеет свою выраженную специфику и сильно отличается от аналогов на Западе.

В СССР создавались специальные институты для этой работы: учреждения внешкольного (ныне – дополнительного) образования; только в последние годы такое творчество получило развитие на базе учебно-воспитательных центров, лицеев и гимназий.

Среди направлений дополнительного образования видное место всегда принадлежало научно-техническому творчеству детей и молодежи. Основы массовой системы проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества учащихся были заложены в первые годы советской власти. В 1919 г. А.В.Луначарский говорит о «внешкольном техническом образовании», «научном творчестве». Эти получило развитие в рамках концепции трудовой школы. В 1926 г. в Москве создается первая станция юных техников, в последующие годы такие учреждения были созданы во многих городах СССР, в 1930-е годы организуются: детская железная дорога (Тбилиси), детская водная станция (Архангельск), впоследствии были созданы: детская железная дорога, детская автотрасса (Москва) и т. д.

Послевоенные годы отличались развитием движения научных обществ учащихся (НОУ). В 1975 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский слет актива научных обществ, в котором приняли участие представители более 300 НОУ РСФСР. В 1979 г. ко Второму слету в Челябинске в стране работало около 3000 НОУ.

В СССР был выпущен целый ряд документов, направленных на развитие этого направления.

Достаточно привести следующие:

Приказ Наркомпроса РСФСР № 232 от 26 февраля 1941 года «Об организации механических кружков «Юный техник» во всех школах»; циркулярное письмо от 5 марта 1941 года «О мерах по улучшению организации смотров и олимпиад детского творчества».

Приказ № 596 от 20 сентября 1947 г. «О развитии детского технического творчества в школах, внешкольных детских учреждениях и детских домах».

Постановление Минпроса СССР, ЦК ВЛКСМ, ВС НТО и ВО «Знание» от 1 апреля 1977 г. – «Положение о научном обществе учащихся»

Положение о структуре и руководящих органах единой общественно-государственной системы научно-технического творчества молодежи. Решение ЦК КПСС от 25.06.1986 г.

Положение о центре научно-технического творчества молодежи. Постановление ГКНТ СССР, Госплана СССР, Госкомтруда СССР, Минфина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 28.01.1987 г.

В последние два десятилетия на государственном уровне практически не разрабатывалась нормативная база по вопросам научно-практической деятельности обучающихся. Вопросы нормативов материально-технической обеспеченности направлений дополнительного образования отданы субъектам РФ.

За последние два десятилетия резко снизился удельный вес кружков научно-технического творчества в дополнительном образовании детей. В 2010 г. в системе Департамента образования города Москвы количество учащихся, занятых этим видом деятельности составляла лишь 3% от общего контингента учащихся, занятых в дополнительном образовании столицы.

Важным шагом в государственной политике страны стали инициированные Росмолодежью два крупных всероссийских мероприятия, направленных на выявление и продвижение талантливой молодежи и их включение в наукоемкие инновационные отрасли промышленности страны. Это - Российский молодежный инновационный конвент и Всероссийский молодежный инновационный форум на Селигере, которые стартовали почти одновременно в 2008 г. и 2009 г.

Выставки технического творчества учащихся, проходившие на ВДНХ с 1966 по 1988 год, вновь были возобновлены с 2001 года в новом формате.

Понятия

Понятие «научно-техническое творчество молодежи» было введено и широко распространилось, завоевав всеобщий характер, после постановления ЦК КПСС 1986 года. О.В. Крышнатовская в статье «Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия» пишет1: «система научно-технического творчества молодежи (НТТМ) должна была включить интеллектуальный потенциал молодежи в «расшивание» узких мест на производстве, создание и освоение новой техники и технологии. Сами центры НТТМ, функционировавшие на основе хозяйственного расчета, должны были строить свою работу через договоры с предприятиями. Предполагалось, что в перспективе они станут экспериментальными и внедренческими организациями, посредниками между молодежными творческими коллективами, производством и «большой наукой». Центры НТТМ создавались при комитетах ВЛКСМ и курировались партийными организациями. Работа ЦНТТМ стала главным механизмом высвобождения наличных денег в советской экономике; накопления первоначального капитала и формирования класса крупных бизнесменов. Таким образом, можно утверждать, что термин «НТТМ» получил распространение и известность именно благодаря глобальности этого движения в конце 1980-х годов; однако это движение не выполнило декларировавшихся задач – повышения эффективности экономики, а стало только лишь механизмом ее капитализации.

В предыдущий период в системе образования применялись другие термины – «детское техническое творчество», «техническое творчество учащихся» и др. Эти понятия отражают образовательный контекст этого подхода: обучения, освоения новых знаний и получения практических результатов в процессе индивидуальной предметной деятельности.

В середине XX века перед учреждениями, реализующими программы технического творчества ставились задачи мотивации учащихся к инженерным профессиям, раннего выявления и профориентации талантливых в этой сфере учащихся.

Современные требования к будущим специалистам в самых разных областях науки и техники предполагают расширение традиционной сферы НТТМ. При этом целесообразно говорить о сфере научного и технического творчества учащихся, которая включает творческую деятельность в области естественных и гуманитарных наук, а также о формах и методах работы в этой сфере, определяемых научно-практическим образованием.

Научно-практическое образование объединяет исследовательскую, проектную деятельность, научно-техническое творчество учащихся (рис. 1).. Его целью является развитие способности учащихся строить эффективные взаимодействия с реальностью окружающего мира, которая возникла как целостность в последние десятилетия – реальностью современной высокотехнологичной цивилизации. Эта реальность, в свое время созданная и постоянно развиваемая человеком, превратилась со временем в самостоятельную среду, с которой человеку приходится взаимодействовать и которая оказывает все большее и большее воздействие на каждого конкретного человека – в психологическом, эмоциональном, нравственном и других планах. Эта среда, или «техносфера», – «область действительности, для которой характерно применение техники. Понятие «техносфера», появившееся в 40-50-е гг. в работах зарубежных сайентологов и социологов техники как отклик на научно-техническую революцию, употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности»2. Научно-практическое образование позволяет ребенку приобрести знания, умения, навыки, компетентности, личностные смыслы, достаточные для его самореализации в условиях современной высокотехнологичной цивилизации на личностном, социальном, профессиональном уровнях.

 

Рис. Структура научно-практического образования

Исследовательская деятельность учащихся  — деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

 

Предметное содержание исследовательской деятельности учащихся: история и методология научного познания; история жизни и деятельности выдающихся ученых; представление об общей систематике современной научной картины мира; представление о проблематике и методах современных научных исследований; фундаментальные знания по школьным предметам избранной образовательной области, умение построить самостоятельное исследование, способность оценивать ход и результаты проведенного исследования, навык работы в коллективе и др.

Технологические знания и умения: навык проектирования и реализации цикла исследовательской деятельности от выделения проблемы до представления результатов; умение применять методики и знание границ применимости каждого метода; навык организации эксперимента; навык анализа информации, информационного поиска.

Исследовательская деятельность направлена на освоение аналитических навыков, выявление и анализ проблемных ситуаций и информации, освоение методов получения представлений об объектах и явлениях. Она имеет дело и с естественными, и с гуманитарными науками (предметом исследовательской деятельности могут быть как проблемы физики, экологии, химии, геологии и др., так и истории, лингвистики, искусствознания, фольклористики и др.) на основе общего для них научного метода. Включение гуманитарных наук позволяют выявить роль и место науки и технического знания в жизни современной цивилизации, что способствует становлению у учащихся широкого мировоззрения, позволяет самоопределяться в разнообразных жизненных ситуациях. Поэтому исследовательская деятельность позволяет сформировать общие (ключевые) компетентности учащихся.

Проектная деятельность учащихся – деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Предметное содержание проектной деятельности учащихся: методология проектирования, история реализации проектов в разных областях техники, науки, общественной жизни; история жизни и деятельности руководителей выдающихся проектов; представления о методах проектирования: этапы проекта – концептуализация, целеполагание, ресурсообеспечение, планирование, реализация, презентация, анализ и рефлексия. фундаментальные знания по школьным предметам избранной образовательной области, способность оценивать ход и результаты проекта, навык работы в коллективе и др.

Технологические знания и умения: умение реализовать проектный цикл от замысла до рефлексии результата; умение подбирать и применять ресурсы и средства при реализации проекта; навык анализа информации, информационного поиска; навык публичной презентации проектного замысла и результатов реализации проекта; умение работать в проектной команде.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Результаты учебного проекта - самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием педагога. Проекты, в зависимости от характера этих новых объектов, делятся на инженерные (установки, постройки), информационные (сайты, сети), социальные (новые представления у людей), макеты и др.

Научно-техническое творчество учащихся представляет собой вид деятельности, состоящий в теоретическом решении и материальном воплощении какой-либо технической задачи в виде технических проектов, макетов, моделей и опытных образцов, обладающих объективной или субъективной новизной. При этом осуществляется поиск, разработка и применение оригинальных способов решения поставленных научно-технических задач, имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Под ним понимают поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений науки.

Предметное содержание научно-технического творчества: история развития науки и техники, появления открытий и изобретений; достижения и методы работы знаменитых ученых и конструкторов, технологов и испытателей, других специалистов; теоретические знания о природе и технике; фундаментальные знания по образовательным предметам естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, астрономия, биология) и черчения как составляющей образовательной области «технологии».

Технологические знания и умения: особенности профессий и специальностей в науке и технике; общетехнические закономерности, лежащие в основе устройств, принципов действия и управления применяемых станков и оборудования, измерительных инструментов и приборов, электронной техники, компьютеров и периферийных устройств; навыки конструирования, моделирования, решения нестандартных технических задач, изобретательства; навыки технического мышления; навыки разработки и чтений технической документации, информационного поиска.

Научно-техническое творчество носит прикладной характер; связано с реализацией практических проектов преимущественно в сфере техники и технологий, которые осуществляются на основе знания научных методов и использования технических устройств и направлено на формирование навыков адекватного и продуктивного планирования деятельности с целью достижения заранее спланированного результата. Научно-техническое творчество направлено преимущественно на формирование метапредметных и предметных результатов образования в области естественных наук, техники, технологий; является главным средством профильного обучения и предпрофессиональной подготовки.

Система научно-практического образования предполагает интеграцию образования с высокотехнологичными научными и производственными предприятиями на специальных площадках (лицеях, учреждениях дополнительного образования детей, технопарках при крупнейших научно-производственных объединениях и др.); непрерывность развития научно-технической культуры и мотивации учащихся от начальной школы до вуза.

Функции и различия

Научно-практическое образование имеет различные функции в отношении различных контингентов учащихся. Это предполагает различные цели ее реализации, методическую базу, результаты, методы их диагностики. Вместе с тем эти три подсистемы должны быть тесно связаны.

  • Становление элементов научно-технической культуры у всех учащихся. Это предполагает организацию массового научно-практического образования в общеобразовательных учреждениях с целью повышения внимания детей и молодежи к этой сфере, развития у учащихся начальных знаний, умений, навыков в области проектной, исследовательской деятельности и научно-технического творчества.

  • Выявление и развитие талантливых и одаренных в различных областях науки и техники учащихся. Такая работа требует современной материально-технической базы и квалифицированных педагогических кадров; расширения связей с учреждениями науки, высокотехнологичными производственными предприятиями; создание интегрированных образовательных комплексов, обеспечивающих эффективные траектории профессионального самоопределения таких учащихся на базе ведущих учреждений дополнительного образования детей, лицеев, гимназий.

  • Организация продуктивного свободного времени школьников и молодежи, что связано с необходимостью становления культуры проведения собственного свободного времени у населения средствами научно-практического образования. Это предполагает создание возможностей для занятий научно-техническим творчеством, исследованиями в коллективах учреждений дополнительного образования, по месту жительства и т. д.;

  • Включение сферы научно-технического творчества учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования в непрерывную цепочку социализации, личностного и профессионального роста молодых людей в востребованных экономикой секторах образования и рынка труда

Таким образом, можно констатировать, что исследовательская, проектно-исследовательская деятельность, научно-техническое творчество учащихся являются продуктивными подходами в современном образовании, которые позволяют мотивировать учащихся к познавательной деятельности, способствуют индивидуальному развитию творческих способностей, что отвечает задачам общего образования, а также дают возможность выявить, создать условия для развития и выбора в дальнейшем сферы профессиональной деятельности талантливым и одаренным в сфере науки и техники детям, тем самым, способствуя подготовке кадров для инновационной экономики страны.

В настоящее время в стране реализуются различные направления работы с детьми в области проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества. Отсутствие единого центра координации этой работы снижает согласованность развития этого направления, ограничивает межведомственное взаимодействие, степень непрерывности образования.

Программы научно-практического образования деятельность реализуется следующими субъектами системы для следующих контингентов школьников:

  • лицеи и профильные школы – обучение одаренных и высокомотивированных учащихся по программе общего образования повышенного уровня, ориентированных на продолжение образования сфере науки и техники;

  • коллективы в учреждениях дополнительного образования, блоках дополнительного образования в школах, организующих как работу с одаренными учащимися по программам повышенного уровня, так и досуг и свободное время учащихся с использованием моделирования, программирования;

  • вузы – организация системы довузовской профильной подготовки для будущих абитуриентов;

  • музеи, общественные организации – проведение мероприятий по популяризации науки и техники, профориентации;

  • образовательные учреждения, органы управления образованием, вузы – организация конференций и конкурсов для школьников самого разнообразного уровня и направленности.

Важнейшим смотром уровня выполнения исследовательских и проектных работ в образовательных учреждениях являются конференции, конкурсы и выставки научно-технического творчества учащихся. Здесь также нет единых подходов, критериев оценки работ учащихся, регламента экспертизы. Проблемой является и невыстроенная иерархия конференций и конкурсов, когда победители предыдущего уровня (городского, регионального) представляют свои работы на более высокий уровень.

Субъекты РФ, в которых реализуется программа - республики: Алтай, Бурятия, Татарстан, Удмуртия, Карабардино-Балкария, Хакасия, Чувашия; Ямало-Ненецкий округ; Области: Архангельская, Брянская, Белгородская Вологодская, Волгоградская, Новгородская, Нижегородская. Ивановская, Кировская, Калининградская, Московская, Омская, Саратовская, Тамбовская, Томская, Иркутская, Воронежская, Свердловская, Оренбургская, Челябинская, Новосибирская; Краснодарский, Красноярский и Приморский края, г. Москва, Санкт-Петербург и др. субъекты РФ.

Обзор проводимых межрегиональных, всероссийских и международных конференций и конкурсов исследовательских и проектных работ школьников представлен в приложении.

Имеющийся задел.

В области научно-практического образования в последние годы при поддержке ООД «Исследователь» и ФГБНУ ИИДСВ РАО реализованы следующие мероприятия:

Слушания Общественной палаты РФ по теме «Научно-практическое образование как путь становления инновационной экономики»;

Круглый стол Общественной палаты РФ «Перспективы развития лицейского образования»;

VII Общероссийская конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (www.issl.redu.ru), на которую приехали представители большинства региональных отделений.

С 2009 года издается журнал «Исследователь/Researcher». Журнал продолжает активную деятельность по научному и методическому обеспечению исследовательского и проектного подходов в образовании. Расширяется состав региональных представителей журнала

Продолжают выходить издания Библиотеки журнала. Вышедшие книги можно приобрести через интернет-магазин www.shop.redu.ru. Многие материалы, изданные ранее, размещены на портале www.researcher.ru.

Продолжается Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся (положение на сайте: http://oodi.ru/materials/34/).

Учреждены особые знаки отличия - общественные звания «Руководитель исследовательских работ учащихся», «Эксперт учебно-исследовательских конференций». Они присваиваются педагогам из региональных образовательных учреждений.

В 30 субъектах РФ проходят региональные чтения им. В.И.Вернадского с общим охватом более 10000 школьников. Подав пакет заявочных документов (формы на сайтах www.vernadskiy.info и www.oodi.ru), региональное отделение, проводящее какую-либо конференцию учащихся, может получить статус Региональной конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.

В апреле ежегодно проходят Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского. По итогам Чтений на основании приказа Министерства образования и науки Российской федерации «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи», победителям присуждаются премии.

В рамках Чтений проходит междисциплинарная олимпиада по истории и обществознанию, включенная в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки России.

В июле в Подмосковье проходит традиционная Международная исследовательская школа. Прием заявок на участие в конкурсе по отбору делегаций региональных отделений на Школу проводится на сайте www.interschool.redu.ru.

Функционирует сетевая инновационная площадка ФГБНУ «ИИДСВ РАО» «Сетевые проекты профессионального развития как фактор раскрытия детской одаренности».

Проводится Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий».

В 2014 г. на Центральном исполнительном комитете MILSET утверждено территориальное отделений MILSET-Vostok на территории России и стран СНГ. В настоящее время членами отделения являются более 20 организаций из России, Армении, Казахстана, Беларуси.

 4. Проблемы, на решение которых направлена реализация программы

 Краткий перечень проблем, выявленных в настоящее время в области развития научно-практического образования:

  • недостаточная теоретическая и методологическая разработка принципов и форм применения исследовательской и проектной деятельности в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, юридических форм образовательных учреждений (казенные, бюджетные, автономные), приоритетов развития школы, определенных в программе «Наша новая школа»;

  • недостаточная нормативная база, регламентирующая применение исследовательской и проектной деятельности в образовательных учреждениях, что ведет к снижению внимания к их развитию со стороны администраций образовательных учреждений и слабой поддержке органами управления образованием;

  • отсутствие системы поддержки учреждений и эффективных педагогов (моральной и материальной), показывающих высокие результаты в области реализации проектной и исследовательской деятельности; а также проводящих конференции, конкурсы, стажировки, исследовательские экспедиции на высоком научно-методическом и организационном уровне;

  • недостаточная степень информационно-методического обеспечения учителей, педагогов, управленческих работников и специалистов в вопросах организации и реализации проектной и исследовательской деятельности; системы передачи опыта наиболее успешных образовательных учреждений и педагогов; системы повышения квалификации и переподготовки кадров для руководителей исследовательских работ школьников;

  • отсутствие единой национальной системы конференций, конкурсов, выставок школьников в области научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности (во всяком случае – структуры, в которой были бы понятны роль и место каждого мероприятия), их взаимодействия, иерархической структуры, непрерывности при движении учащихся с одного уровня на другой, начиная с районного уровня и заканчивая международным;

  • невыраженность системы координации региональных образовательных учреждений, программ и проектов в области проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества, экспертной оценки эффективности и качества работы отдельных региональных организаций и проводимых ими мероприятий.

 5. Основные уровни программы.

Программа реализуется на трех главных уровнях, обеспечивающих преемственность и связь региональных, московских, международных направлений работы.

Уровень города Москвы.

Этот уровень обеспечивает эффективное развитие проектной и исследовательской деятельности, научно-технического творчества в столице России – городе Москве как ведущем образовательном, научном и культурном центре страны, обеспечивающим необходимый научно-методический уровень пилотных и инновационных разработок и моделей в области организации работы образовательных учреждений. На этом уровне ООД «Исследователь» (московское городское представительство Движения) координирует следующие открытые проекты и программы:

  • сеть образовательных учреждений города, реализующих программу разработки модели образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся (более 50 школ и учреждений дополнительного образования во всех административных округах города, более 300 инновационных образовательных программ и разработок).

  • междисциплинарный фестиваль исследовательских, проектных и творческих работ учащихся 31 конференция, конкурс, соревнование в области естественных и гуманитарных наук, технического творчества (более 5000 участников из 300 московских школ; более 3000 исследовательских работ и проектов).

  • московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся общеобразовательных учреждений.

  • ресурсные центры на базе ведущих учреждений в области исследовательской деятельности и научно-технического творчества (городское методическое объединение, тематические консультации, экспертиза образовательных программ, работа городского методического объединения, научно-методические семинары и конференции).

  • курсы повышения квалификации Центра педагогического мастерства «Методика организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся».

Уровень Российской Федерации.

Главный целевой уровень программы, на котором выстраивается система координации и научно-методического сопровождения образовательных учреждений в стране. Работа представлена следующими основными направлениями:

  • реализация программы развития научно-практического образования (поддержка региональных ученических конференций; повышение квалификации и переподготовка руководителей исследовательских работ; информационно-методическое обеспечение; развитие региональных сетевых проектов).

  • участие в проведении Общероссийской научно-методической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве (25 тематических секций, более 500 участников из 52 регионов России и 10 стран мира ежегодно).

  • участие в издании журнала «Исследователь/Researcher» - научно-методического журнала, адресованного учителям, завучам по научной работе, методистам, педагогам дополнительного образования, руководителям студенческих исследований. Издание посвящено практике и методике организации исследовательской работы учащихся в естественнонаучных и гуманитарных областях.

  • организация Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского (более 3000 участников из 65 регионов России ежегодно; 28 тематических направлений; более 200 экспертов из 25 научных учреждений РАН и вузов).

  • координация региональных проектных и исследовательских конференций школьников (более 30 регионов РФ).

  • организация Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий».

  • дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов и учителей.

  • Выездные семинары и консультации по проблемам развития исследовательской и проектной деятельности (до 20 ежегодно).

Международный уровень.

Этот уровень обеспечивает связь работы внутри страны с международными организациями и мероприятиями, которая интегрируют учителей и учащихся в мировое научно-техническое молодежное сообщество; образование личных содержательных контактов школьников и их руководителей со сверстниками и коллегами за рубежом; развитие мотивации к занятиям научно-техническим творчеством. Уровень предполагает следующие направления:

  • участие и организация выставок EXPO SCIENCE INTERNATIONAL (отбор и участие более 50 лучших российских работ в 8-10 международных выставках);

  • организация Международной исследовательской школы (более 100 участников из 10 стран мира (Мексика, Иран, Португалия, Бельгия, Швеция и др.) летом 2012 года).

  • организация участия российских школьников в сетевых международных проектах (Молодежный научный вектор, Европейский день науки, Конкурс научной фотографии и др.).

координация работы территориального отделения MULSET-Vostok в России и странах СНГ.

 6. Система мероприятий сетевой инновационной площадки. 

В таблице представлены основные ежегодные мероприятия программы, запланированные ООД «Исследователь» в рамках программы, ориентировочные сроки их проведения, ответственные исполнительные органы (Центральный совет, ответственные члены Центрального совета, региональные отделения ООД «Исследователь», координирующие мероприятия на своих территориях). Программа разбита на разделы – направления деятельности Центрального совета (Исполнительной дирекции программы, которая формируется Центральным советом в случае поддержки программы в рамках настоящего конкурса); сетевые проекты Центрального совета – реализуются в регионах при непосредственном руководстве со стороны ЦС; сетевые проекты региональных отделений – реализуемые в течение нескольких лет региональными отделениями проекты и программы, включенные в программу работы Движения в предыдущий период; региональные проекты – вновь заявленные для включения в настоящую программу проекты, координируемые региональными отделениями ООД «Исследователь».

Участниками мероприятий регионального уровня являются учащиеся и педагоги региональных образовательных учреждений, приглашенных организаторами, удовлетворяющих нормативной базе (положению) соответствующего мероприятия, в необходимых случаях прошедших конкурсный отбор. В программах Центрального совета принимаю участие учащиеся и педагоги, номинированные региональными отделениями ООД «Исследователь» по результатам проведения региональных мероприятий.

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Исполнитель, ответственный, координирующий орган (региональное отделение ООД «Исследователь»)

Постоянные направления деятельности

  1.  

Развитие системы информационно-методической поддержки деятельности Движения (издание журнала «Исследователь/Researcher» и библиотеки журнала, специальные издательские проекты, сайт www.oodi.ru и др.)

 

постоянно

ЦС ООД

www.oodi.ru

  1.  

Оказание консультационной помощи региональным отделениям по различным вопросам организации исследовательской деятельности учащихся и студентов

 

постоянно

ЦС ООД

Региональные отделения

  1.  

Обновление научно-методического и программного обеспечения развития исследовательской деятельности учащихся

 

постоянно

ЦС ООД

  1.  

Развитие международного сотрудничества по исследовательской деятельности учащихся

 

По графику проекта

ЦС ООД

Межрегиональные сетевые проекты.

  1.  

Реализация программы подготовки педагогических кадров к организации исследовательской деятельности учащихся:

педагогическое образование и система переподготовки и повышения квалификации работников образования

постоянно

ЦС ООД

МПГУ, МИОО,АПК и ППРО

А.В. Леонтович,

А.С. Обухов,

А.И. Савенков Н.В.Мазыкина

a@redu.ru

ao@redu.ru

asavenkov@bk.ru

 

  1.  

Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся

постоянно

ЦС ООД

Региональные

отделения

А.С. Обухов

www.irsh.redu.ru

ao@redu.ru

 

  1.  

Региональные конференции Движения

постоянно

ЦС ООД

Региональные

отделения,

Н.В. Мазыкина

a@redu.ru

nina.maz@mail.ru

 

  1.  

Всероссийский конкурс исследовательских работа учащихся им. В.И.Вернадского

подача работ до 15 января; проведение очного тура – апрель

 

ЦС ООД

А.В. Леонтович

www.vernadsky.info

  1.  

Региональные туры Юношеских чтений исследовательских работа учащихся им. В.И.Вернадского

в соответствии с планом работы региональных отделений

А.В. Леонтович

Н.В.Мазыкина

Региональные отделения

www.oodi.ru

 

  1.  

Экспертиза научно-методической продукции региональных отделений с дальнейшей статусной и информационной поддержкой

 

постоянно

ЦС ООД

А.С. Обухов

ao@redu.ru

  1.  

Международная исследовательская школа.

 

июнь-июль Подмосковье

 

К.С. Сальникова

www.interschool.redu.ru

k.salnikova@redu.ru

 

  1.  

Участие в международных детских и молодежных научных выставках и конференциях

в соответствии с отдельным планом

К.С. Сальникова

k.salnikova@redu.ru

 

  1.  

 

Участие в плановых мероприятиях организации МИЛСЕТ Европа:

Молодежные научные векторы

Конкурс научной фотографии

Европейский День Науки

 

в соответствии с отдельным планом

К.С. Сальникова

www.milset.org

 

k.salnikova@redu.ru

 

Сетевые проекты региональных отделений.

  1.  

Всероссийская учебно-методическая экспедиция педагогов дополнительного образования и учителей естественных дисциплин

Июль

Алтайское краевое отделение

akdec@rambler.ru

  1.  

II Всероссийская НПК «Учебно-исследовательская деятельность в системе школьного и дополнительного образования»

 

Ноябрь

Бурятское республиканское отделение

tsbudaeva@mail.ru

volod_1963@mail.ru

 

  1.  

Международные педагогические чтения учителей-исследователей

(с изданием сборника)

 

Апрель

Волгоградское областное отделение

lyceum8@mail.ru

  1.  

«Бианковские чтения»

Октябрь

Калининградское областное отделение

naturekeepers@ya.ru

  1.  

«Флеровские чтения». Международная конференция.

Январь

 

Московское областное отделение

popolitova@yandex.ru

  1.  

Международная научно-техническая конференция школьников. Региональный конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

Городская НПК «Первые шаги в науку»

Январь

Краснодарское краевое отделение

sochishev@mail.ru

 

  1.  

Межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского творчества «Белая береза»

Март-апрель

Омское областное отделение

debc@pochta.ru

 

  1.  

Областная научно-практическая конференция «Молодежь и наука – шаг в будущее»

Апрель

Оренбургское областное отделение

orenissl@mail.ru

  1.  

Межрегиональная научно-практическая конференция «Педагог-исследователь»

Март

Самарское областное отделение

kafest@samtel.ru

 

  1.  

Всероссийская научно-практическая конференция «Научная составляющая школьного урока: исследовательская проблема и школьная практика»

Октябрь

Саратовское областное отделение и Центральный совет Движения

  1.  

III областная (межрегиональная) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы исследовательской деятельности в инновациионном образовательном учреждении»

Ноябрь

 

Свердловское обл. отделение

Овсянникова Н.П.

Nataliaо62@yandex.ru

Михеева С.В. svetlana-met@mail.ru

  1.  

XXIII Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников

Март

Ставропольское

краевое отделение

admin@stavddt.ru

 

  1.  

Открытая областная научно-практическая конференция «Грани творчества»

сроки согласовываются

 

Тамбовское областное отделение

mikezzz@mail.ru

 

  1.  

Конференция детских исследовательских работ «ЮНИС- РО» в рамках XVII межрегиональной олимпиады учащихся развивающего обучения

Март

Татарстанское республиканское отделение

firiv@mail.ru

 

  1.  

Межрегиональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской деятельности учащихся: проблемы, поиск, решения»

 

Ноябрь

Томское областное отделение

vita@ms.tusur.ru

http://teacher-cdp.tpu.ru

  1.  

Организация летних палаточных областных экологических экспедиций на территории Ульяновской области

(с участием регионов)

Июнь-август

Ульяновское региональное отделение

uln_ecocentr@mail.ru

 

  1.  

Межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных обучающихся»

Октябрь

 

Челябинское областное отделение

evkipr@rambler.ru

 

  1.  

Уральская межрегиональная конференция Научного общества учащихся

 

Март-май

 

Челябинское областное отделение

evkipr@rambler.ru

 

Региональные проекты

 

  1.  

Краевой конкурс учебно-исследовательских работ учащихся «Дети Алтая исследуют окружающую среду»,

 

Окружной этап –октябрь

Краевой этап – ноябрь

Алтайское краевое отделение

akdec@rambler.ru

  1.  

Областная конференция по исследовательской деятельности учащихся»

Январь

Белгородское областное

отделение

innaggarden@eandex.ru

 

  1.  

Научно-практическая конференция с международным участием конференция " Италия: вчера, сегодня,завтра. ( рамках Года Италии в России),

Ноябрь

Брянское областное отделение

elena-grod@yandex.ru

  1.  

Краеведческие чтения, посвященные 200- летию Отечественной войны 1812 года.

Октябрь

Брянское областное отделение

elena-grod@yandex.ru

  1.  

Научно-практический семинар для педагогов дополнительного образования Брянской области "сследовательская деятельность в системе дополнительного образования»

 

Ноябрь

Брянское областное отделение

elena-grod@yandex.ru

  1.  

Республиканский конкурс «Лучший руководитель исследовательских работ»

 

 

Октябрь – январь

Бурятское республиканское отделение

tsbudaeva@mail.ru

volod_1963@mail.ru

 

  1.  

II Региональный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

 

Февраль

 

Бурятское республиканское отделение

tsbudaeva@mail.ru

volod_1963@mail.ru

 

  1.  

Курсы повышения квалификации «Развитие учебно-исследовательской деятельности» - 72 часа

 

 

Ноябрьские каникулы,

январские каникулы

 

Бурятское республиканское отделение

tsbudaeva@mail.ru

volod_1963@mail.ru

 

  1.  

Областные Чтения по традиционной культуре Вологодской области «Наследие предков сохраним»

Март

Вологодское областное отделение shtnk_vologda@bk.ru

  1.  

Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся им. В.И.Вернадского

 

Апрель

Волгоградское областное отделение

lyceum8@mail.ru

  1.  

В рамках городского фестиваля русского языка молодежные и педагогические лингвистические чтения, посвященные академику О.Н.Трубачеву

 

Октябрь

 

Волгоградское областное отделение

lyceum8@mail.ru

 

  1.  

Региональная конференция исследовательских работ учащихся им. Д.Г. Бурылина «Бурылинские чтения»

(Региональный тур Чтений имени В.И.Вернадского

 

Февраль

Ивановское областное отделение

oazis2005@yandex.ru

  1.  

Областной методический семинар по исследовательской деятельности для педагогов

Январь

Ивановское областное отделение

oazis2005@yandex.ru

  1.  

Региональная конференция «Историко-культурное и природное наследие Сибири»

Март

Иркутское областное отделение

lesosorsk4@yandex.ru

  1.  

Областной конкурс исследовательских работ учащихся «Юные исследователи окружающей среды и истории родного края»

 

Февраль- апрель

Калининградское областное отделение

naturekeepers@ya.ru

cebet@mail.ru

  1.  

Полевой методический семинар для педагогов по организации исследовательской деятельности

Октябрь

Калининградское областное отделение

naturekeepers@ya.ru

  1.  

Региональный конкурс руководителей исследовательских работ «Педагог - исследователь»

Январь

Кировское областное

Renatanekrasva@rambler.ru

  1.  

Региональный тур Всероссийских Чтений имени В.И.Вернадского

 

Заочный этап - декабрь

очный - январь

 

Кировское областное

Renatanekrasva@rambler.ru

  1.  

Круглый стол для учителей естественнонаучного и гуманитарного направлений «Организация исследовательской деятельности во внеурочное время, подготовка к НПК различного уровня»

Ноябрь

Краснодарское краевое отделение

sochishev@mail.ru

 

  1.  

Конкурс исследовательских работ обучающихся 5-11-х классов «Юные исследователи»

 

Апрель

Курское областное отделение

marina-gladilina@yandex.ru

  1.  

Региональная открытая научно-практическая конференция «Сергеевские чтения»

Март

Курское областное отделение

marina-gladilina@yandex.ru

  1.  

Конкурс-смотр исследовательских и творческих работ, посвященных истории народного образования Сергиево-Посадского муниципального района

Октябрь

Московское областное отделение

larisa-moskevich@mail.ru

  1.  

3 –я Московская областная научно-методическая конференция «Педагог-исследователь»

Ноябрь

Московское областное отделение

popolitova@yandex.ru

  1.  

«Флёровские чтения». Международная конференция

Январь

Московское областное отделение

popolitova@yandex.ru

  1.  

Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского

Январь

Московское областное отделение

popolitova@yandex.ru

 

  1.  

Детско-юношеская экоассамблея в рамках Международного форума «Великие реки» (Компьт. экоцентр «Зеленый парус»)

Май

Нижегородское областное отделение

malrom777@rambler.ru

  1.  

3 Региональная конференция Всероссийского открытого конкурса научных работ школьников им. В.И.Вернадского

Февраль

Нижегородское областное отделение

malrom777@rambler.ru

  1.  

Региональный интеллектуальный марафон «Эколог года»

Сентябрь-март, суперфинал - март

Омское областное отделение

debc@pochta.ru

 

  1.  

Научно-практическая конференция «Всемирный день охраны окружающей среды» и «Экологические чтения 2012»

Май – июнь

Омское областное отделение

debc@pochta.ru

 

  1.  

Конкурс исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья

Март

Оренбургское областное отделение

orenissl@mail.ru

  1.  

Областной краеведческий конкурс творческих и исследовательских работ «Серебряная паутинка»

в течение года

Оренбургское областное отделение

orenissl@mail.ru

 

  1.  

Региональный конкурс учебно-исследовательских работ

Апрель

Приморское краевое отделение

elena_zelenina@mail.ru

 

  1.  

Краевой конкурс «Учитель-исследователь» с публикацией материалов в журнале «Учитель Приморья» №4

Декабрь

Приморское краевое отделение

elena_zelenina@mail.ru

 

  1.  

Региональные курсы повышения квалификации по исследовательской деятельности учащихся

ежегодно

в течение года

Рязанское областное

отделение

rumcdo@gmail.com

  1.  

Городская школа молодого исследователя (для обучающихся 8-9 классов»)

ежегодно

1 раз в 2 недели

Самарское областное

отделение

kafest@samtel.ru

 

  1.  

Организация и проведение на базе СарИПКиПРО и др. площадках регионального тура всероссийской конференции учащихся им. В.И. Вернадского

Ноябрь

Саратовское областное отделение

devyatay@yandex.ru

 

  1.  

Семинар «Учебно-исследовательская деятельность школьников в рамках окружного конкурса «Юные аграрии Северного Урала»

март

 

Свердловское областное отделение

Natalia062@yandex.ru

zyew@efndex.ru

  1.  

Ежегодная Школа юного исследователя

 

В течение года

Ставропольское

краевое отделение

admin@stavddt.ru

 

  1.  

Региональный семинар «Практика организации исследовательской деятельности школьников»

Ноябрь, май

Ставропольское

краевое отделение

admin@stavddt.ru

 

  1.  

Ломоносовские чтения

(городское)

Ноябрь

 

Тверское областное

отделение

gym7_torzhok@mail.ru

 

  1.  

Региональный тур Чтений имени В.И. Вернадского конкурс исследовательских работ школьников «ЮНИС»(поддерживаемые)

Декабрь

Татарстанское республиканское отделение

firiv@mail.ru

 

  1.  

Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся «Ярмарка педагогических проектов»

Декабрь

Татарстанское республиканское отделение

firiv@mail.ru

 

 

  1.  

Форум для руководителей, педагогов и школьников инновационных образовательных учреждений «Исследовательская деятельность как инновационная образовательная технология»

Декабрь

Татарстанское республиканское отделение

firiv@mail.ru

 

 

  1.  

Работа регионального консультационного центра по исследовательской деятельности

«Грани творчества»

 

сроки согласовываются

Тамбовское областное

отделение

grani-conf@mail.ru

mikezzz@mail.ru

  1.  

ХII –я региональная конференция-конкурс исследовательских работ старшеклассников «Юные исследователи российской науке и технике»

 

Конец марта

Томское областное отделение

vita@tusur.ru

http://conf-cdp.tpu.ru

 

  1.  

Областная детская научно-практическая конференция «ЭКО-2011»

 

Ноябрь

Ульяновское региональное отделение

uln_ecocentr@mail.ru

  1.  

Областной семинар «Организация исследовательской деятельности с обучающимися»

 

Март

Ульяновское региональное отделение

uln_ecocentr@mail.ru

 

  1.  

 

Конкурс исследовательских работ школьников по краеведению и народному творчеству «Уральская слободка»

Март-май

 

Челябинское областное отделение

evkipr@rambler.ru

  1.  

Региональный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского

сроки согласовываются

Хакасское республиканское отделение

lu-verh@yandex.ru

 

  1.  

Региональный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского

 

 

Февраль

Ямало-ненецкое

окружное отделение

des_nu@mail.ru

  1.  

Окружной семинар для педагогов общего и дополнительного образования детей «Организация учебно-исследовательской деятельности детей в условиях полевого биолого-экологического практикума»

Ноябрь

Ямало-ненецкое

окружное отделение

des_nu@mail.ru

  1.  

Областная научно-практическая конференция школьников памяти академика Ухтомского

Февраль

Ярославское областное отделении

еcdtsolnechnyi@yandex.ru

 

 

 7. Итоги реализации программы

В результате реализации программы сетевой инновационной площадки будут получены следующие непосредственные измеряемые результаты: 

    1. Успешное проведение не менее 40 региональных научно-практических конференций школьников (в частности, республики: Алтай, Бурятия, Татарстан, Удмуртия, Карабардино-Балкария, Хакасия, Чувашия; Ямало-Ненецкий округ; Области: Волгоградское, Нижегородская. Ивановская, Кировская, Калининградская, Московская, Омская, Саратовская, Тамбовская Воронежская, а также Краснодарский и Приморский край). Повышение уровня их проведения за счет привлечения дополнительных материальных ресурсов, обучения экспертов и организаторов.

Показатели, характеризующие решение задачи:

  • повышение качества нормативной базы конференций и конкурсов - положение, регламент работы, аналитические материалы по итогам проведения (диагностика на основе экспертизы представленных отчетных материалов Экспертным советом программы);

  • обучение экспертов для региональных конференций и конкурсов из числа специалистов научных и образовательных учреждений по предоставленным образовательным программам – не менее 200 человек;

  • повышение качества и тематического разнообразия выполняемых школьниками исследовательских и проектных работ, представляемых на региональные мероприятия (на основе экспертизы работ-победителей, представленных на Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского);

  • увеличение на 20 % количества организаций – социальных партнеров, поддерживающих ученические конференции и конкурсы (на основе данных, предоставленных организаторами конференций).

  •  
    1. Экспертиза и консультационное сопровождение региональных программ и проектов развития исследовательской деятельности учащихся; методических разработок и образовательных программ, представленных региональными учреждениями на конкурс, проведение экспертиз состояния и перспектив развития проектно-исследовательской деятельности с выездом в регионы и последующим выявлением лучших программ и проектов, которые могут быть рекомендованы к распространению в образовательной системе.

Показатели, характеризующие решение задачи:

  • участие в конкурсах и экспертизах не менее 5 региональных программ и проектов, не менее 40 методических разработок и образовательных программ, проведение не менее 10 экспертиз с выездом в регионы

  • качество представленных на конкурс материалов на основе заключения Экспертного совета программы;

  • повышение качества материалов на основании рекомендаций экспертов, до уровня, полностью соответствующего существующей нормативной базе и программным документам органов управления образованием.

  •  
    1. Издание журнала «Исследователь/Researcher», библиотеки журнала с включением лучших материалов, предоставленных на конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся. Регулярная информационная поддержка сайтов www.oodi.ru, www.vernadsky.info, www.interschool.redu.ru, www.ir.redu.ru.

Показатели, характеризующие решение задачи:

  • издание не менее 20 наиболее качественных материалов и разработок из региональных образовательных учреждений;

  • рост на 50 % запросов из региональных образовательных учреждений на литературу, издаваемую в рамках программы;

  • обновление материалов на сайтах не реже 1 раза в неделю;

  • посещаемость сайтов в сумме – не менее 100 посещений в день.

  •  
    1. Включение в программы работы региональных институтов повышения квалификации педагогических кадров модулей по обучению руководителей исследовательских и проектных работ школьников, проведение выездных модулей повышения квалификации силами специалистов, привлекаемых ООД «Исследователь» (не менее 10 регионов), проведение не менее 10 региональных научно-методических конференций педагогов с межрегиональным участием. Выработка общей платформы развития проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества на территории страны.

Показатели, характеризующие решение задачи:

  • охват по курсам повышения квалификации на базе институтов – не менее 5 регионов; проведению выездных модулей – не менее 10 регионов, региональные конференции – не менее 10 регионов

  • рост запросов из региональных институтов на консультирование преподавателей по программам развития исследовательской деятельности;

  • повышение качества проведения модулей на основе экспертизы членов Экспертного совета при посещении ими региональных учреждений;

  • на региональных научно-методических конференциях – участие представителей не менее 30 % районов субъекта РФ.

  •  
    1. Успешное проведение в 2016-2017 годах трех главных объединяющих мероприятий программы для школьников: Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Международной исследовательской школы. Проведение региональных чтений им. В.И.Вернадского не менее, чем в 30 регионах.

Показатели, характеризующие решение задачи:

  • участие в мероприятиях в общей сложности не менее 5000 школьников из не менее, чем 70 регионов РФ и не менее, чем 30 стран мира (кроме стран СНГ);

  • совершенствование организационно-экспертных систем мероприятий (направления: регламент работы, адаптированный к возрасту и культурным особенностям участников; критерии оценки исследовательских работ и проектов; индивидуальное психологическое сопровождение .участников; организация системы межкультурного взаимодействия), - оценка на основе экспертных заключений Экспертного совета программы;

  • рост количества участников региональных чтений, повышение качества экспертизы при аффеляции конференций;

  • индивидуальное сопровождение не менее 20 наиболее талантливых школьников из регионов РФ.

  •  
    1. Номинирование лучших работ участников региональных конференций на мероприятия Национальных программ «Интеллектуально-творческий потенциал России», «Шаг в будущее» и др., а также на, международные выставки EXPO SСIENCES, Международной исследовательской школе. Предоставление не менее 10 грантов для победителей региональных конференций и конкурсов исследовательских и проектных работ школьников для участия в указанных мероприятиях.

Показатели, характеризующие решение задачи:

  • результативное участие не менее 50 учащихся в федеральных и международных мероприятиях (кроме конкурса им. В.И.Вернадского);

  • установление партнерских отношений с не менее, чем 30 зарубежными общественными организациями, реализующими программы поддержки научно-технического творчества, профильными школами и центрами, осуществляющими научное образование школьников;

  • рост не менее, чем на 20 % участников региональных конференций и конкурсов учащихся.

 

2 Словарь культурологии.