Реализация поставленных целей и задач будет решаться путем обновления содержания и технологий образования. В этой связи в школах, домах детского творчества, колледжах будет усиливаться роль проектной, исследовательской деятельности, научно-технического творчества и других видов продуктивного образования (так, в ФГОС для старшей школы введен отдельный модуль – «индивидуальный проект»).
Отсутствие на государственном уровне единой концепции и программы развития научно-практического образования детей и молодежи не способствует процессу обновления образования, которое продиктовано перспективами развития инновационной экономики. Дополнительные сложности возникают и в связи с отсутствием единого понятийного аппарата на виды практико-ориентированной образовательной деятельности, что приводит к проблемам в построении единой системы организации, поддержки и контроля за развитием творческих форм образовательной деятельности.
В решении этих проблем значимая роль должна принадлежать Федеральному центру художественного творчества как организации, аккумулирующей, привлекающей и направляющей деятельность и ресурсы учреждений и специалистов, работающих в сфере исследовательской и проектной деятельности школьников.
В нашей стране существуют богатые традиции в развитии направлений творческой деятельности обучающихся. Эта работа имеет свою выраженную специфику и сильно отличается от аналогов на Западе.
В СССР создавались специальные институты для этой работы: учреждения внешкольного (ныне – дополнительного) образования; только в последние годы такое творчество получило развитие на базе учебно-воспитательных центров, лицеев и гимназий.
Среди направлений дополнительного образования видное место всегда принадлежало научно-техническому творчеству детей и молодежи. Основы массовой системы проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества учащихся были заложены в первые годы советской власти. В 1919 г. А.В.Луначарский говорит о «внешкольном техническом образовании», «научном творчестве». Эти получило развитие в рамках концепции трудовой школы. В 1926 г. в Москве создается первая станция юных техников, в последующие годы такие учреждения были созданы во многих городах СССР, в 1930-е годы организуются: детская железная дорога (Тбилиси), детская водная станция (Архангельск), впоследствии были созданы: детская железная дорога, детская автотрасса (Москва) и т. д.
Послевоенные годы отличались развитием движения научных обществ учащихся (НОУ). В 1975 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский слет актива научных обществ, в котором приняли участие представители более 300 НОУ РСФСР. В 1979 г. ко Второму слету в Челябинске в стране работало около 3000 НОУ.
В СССР был выпущен целый ряд документов, направленных на развитие этого направления.
Достаточно привести следующие:
Приказ Наркомпроса РСФСР № 232 от 26 февраля 1941 года «Об организации механических кружков «Юный техник» во всех школах»; циркулярное письмо от 5 марта 1941 года «О мерах по улучшению организации смотров и олимпиад детского творчества».
Приказ № 596 от 20 сентября 1947 г. «О развитии детского технического творчества в школах, внешкольных детских учреждениях и детских домах».
Постановление Минпроса СССР, ЦК ВЛКСМ, ВС НТО и ВО «Знание» от 1 апреля 1977 г. – «Положение о научном обществе учащихся»
Положение о структуре и руководящих органах единой общественно-государственной системы научно-технического творчества молодежи. Решение ЦК КПСС от 25.06.1986 г.
Положение о центре научно-технического творчества молодежи. Постановление ГКНТ СССР, Госплана СССР, Госкомтруда СССР, Минфина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 28.01.1987 г.
В последние два десятилетия на государственном уровне практически не разрабатывалась нормативная база по вопросам научно-практической деятельности обучающихся. Вопросы нормативов материально-технической обеспеченности направлений дополнительного образования отданы субъектам РФ.
За последние два десятилетия резко снизился удельный вес кружков научно-технического творчества в дополнительном образовании детей. В 2010 г. в системе Департамента образования города Москвы количество учащихся, занятых этим видом деятельности составляла лишь 3% от общего контингента учащихся, занятых в дополнительном образовании столицы.
Важным шагом в государственной политике страны стали инициированные Росмолодежью два крупных всероссийских мероприятия, направленных на выявление и продвижение талантливой молодежи и их включение в наукоемкие инновационные отрасли промышленности страны. Это - Российский молодежный инновационный конвент и Всероссийский молодежный инновационный форум на Селигере, которые стартовали почти одновременно в 2008 г. и 2009 г.
Выставки технического творчества учащихся, проходившие на ВДНХ с 1966 по 1988 год, вновь были возобновлены с 2001 года в новом формате.
Понятие «научно-техническое творчество молодежи» было введено и широко распространилось, завоевав всеобщий характер, после постановления ЦК КПСС 1986 года. О.В. Крышнатовская в статье «Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия» пишет1: «система научно-технического творчества молодежи (НТТМ) должна была включить интеллектуальный потенциал молодежи в «расшивание» узких мест на производстве, создание и освоение новой техники и технологии. Сами центры НТТМ, функционировавшие на основе хозяйственного расчета, должны были строить свою работу через договоры с предприятиями. Предполагалось, что в перспективе они станут экспериментальными и внедренческими организациями, посредниками между молодежными творческими коллективами, производством и «большой наукой». Центры НТТМ создавались при комитетах ВЛКСМ и курировались партийными организациями. Работа ЦНТТМ стала главным механизмом высвобождения наличных денег в советской экономике; накопления первоначального капитала и формирования класса крупных бизнесменов. Таким образом, можно утверждать, что термин «НТТМ» получил распространение и известность именно благодаря глобальности этого движения в конце 1980-х годов; однако это движение не выполнило декларировавшихся задач – повышения эффективности экономики, а стало только лишь механизмом ее капитализации.
В предыдущий период в системе образования применялись другие термины – «детское техническое творчество», «техническое творчество учащихся» и др. Эти понятия отражают образовательный контекст этого подхода: обучения, освоения новых знаний и получения практических результатов в процессе индивидуальной предметной деятельности.
В середине XX века перед учреждениями, реализующими программы технического творчества ставились задачи мотивации учащихся к инженерным профессиям, раннего выявления и профориентации талантливых в этой сфере учащихся.
Современные требования к будущим специалистам в самых разных областях науки и техники предполагают расширение традиционной сферы НТТМ. При этом целесообразно говорить о сфере научного и технического творчества учащихся, которая включает творческую деятельность в области естественных и гуманитарных наук, а также о формах и методах работы в этой сфере, определяемых научно-практическим образованием.
Научно-практическое образование объединяет исследовательскую, проектную деятельность, научно-техническое творчество учащихся (рис. 1).. Его целью является развитие способности учащихся строить эффективные взаимодействия с реальностью окружающего мира, которая возникла как целостность в последние десятилетия – реальностью современной высокотехнологичной цивилизации. Эта реальность, в свое время созданная и постоянно развиваемая человеком, превратилась со временем в самостоятельную среду, с которой человеку приходится взаимодействовать и которая оказывает все большее и большее воздействие на каждого конкретного человека – в психологическом, эмоциональном, нравственном и других планах. Эта среда, или «техносфера», – «область действительности, для которой характерно применение техники. Понятие «техносфера», появившееся в 40-50-е гг. в работах зарубежных сайентологов и социологов техники как отклик на научно-техническую революцию, употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности»2. Научно-практическое образование позволяет ребенку приобрести знания, умения, навыки, компетентности, личностные смыслы, достаточные для его самореализации в условиях современной высокотехнологичной цивилизации на личностном, социальном, профессиональном уровнях.
Рис. Структура научно-практического образования
Исследовательская деятельность учащихся — деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Предметное содержание исследовательской деятельности учащихся: история и методология научного познания; история жизни и деятельности выдающихся ученых; представление об общей систематике современной научной картины мира; представление о проблематике и методах современных научных исследований; фундаментальные знания по школьным предметам избранной образовательной области, умение построить самостоятельное исследование, способность оценивать ход и результаты проведенного исследования, навык работы в коллективе и др.
Технологические знания и умения: навык проектирования и реализации цикла исследовательской деятельности от выделения проблемы до представления результатов; умение применять методики и знание границ применимости каждого метода; навык организации эксперимента; навык анализа информации, информационного поиска.
Исследовательская деятельность направлена на освоение аналитических навыков, выявление и анализ проблемных ситуаций и информации, освоение методов получения представлений об объектах и явлениях. Она имеет дело и с естественными, и с гуманитарными науками (предметом исследовательской деятельности могут быть как проблемы физики, экологии, химии, геологии и др., так и истории, лингвистики, искусствознания, фольклористики и др.) на основе общего для них научного метода. Включение гуманитарных наук позволяют выявить роль и место науки и технического знания в жизни современной цивилизации, что способствует становлению у учащихся широкого мировоззрения, позволяет самоопределяться в разнообразных жизненных ситуациях. Поэтому исследовательская деятельность позволяет сформировать общие (ключевые) компетентности учащихся.
Проектная деятельность учащихся – деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Предметное содержание проектной деятельности учащихся: методология проектирования, история реализации проектов в разных областях техники, науки, общественной жизни; история жизни и деятельности руководителей выдающихся проектов; представления о методах проектирования: этапы проекта – концептуализация, целеполагание, ресурсообеспечение, планирование, реализация, презентация, анализ и рефлексия. фундаментальные знания по школьным предметам избранной образовательной области, способность оценивать ход и результаты проекта, навык работы в коллективе и др.
Технологические знания и умения: умение реализовать проектный цикл от замысла до рефлексии результата; умение подбирать и применять ресурсы и средства при реализации проекта; навык анализа информации, информационного поиска; навык публичной презентации проектного замысла и результатов реализации проекта; умение работать в проектной команде.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Результаты учебного проекта - самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием педагога. Проекты, в зависимости от характера этих новых объектов, делятся на инженерные (установки, постройки), информационные (сайты, сети), социальные (новые представления у людей), макеты и др.
Научно-техническое творчество учащихся представляет собой вид деятельности, состоящий в теоретическом решении и материальном воплощении какой-либо технической задачи в виде технических проектов, макетов, моделей и опытных образцов, обладающих объективной или субъективной новизной. При этом осуществляется поиск, разработка и применение оригинальных способов решения поставленных научно-технических задач, имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Под ним понимают поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений науки.
Предметное содержание научно-технического творчества: история развития науки и техники, появления открытий и изобретений; достижения и методы работы знаменитых ученых и конструкторов, технологов и испытателей, других специалистов; теоретические знания о природе и технике; фундаментальные знания по образовательным предметам естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, астрономия, биология) и черчения как составляющей образовательной области «технологии».
Технологические знания и умения: особенности профессий и специальностей в науке и технике; общетехнические закономерности, лежащие в основе устройств, принципов действия и управления применяемых станков и оборудования, измерительных инструментов и приборов, электронной техники, компьютеров и периферийных устройств; навыки конструирования, моделирования, решения нестандартных технических задач, изобретательства; навыки технического мышления; навыки разработки и чтений технической документации, информационного поиска.
Научно-техническое творчество носит прикладной характер; связано с реализацией практических проектов преимущественно в сфере техники и технологий, которые осуществляются на основе знания научных методов и использования технических устройств и направлено на формирование навыков адекватного и продуктивного планирования деятельности с целью достижения заранее спланированного результата. Научно-техническое творчество направлено преимущественно на формирование метапредметных и предметных результатов образования в области естественных наук, техники, технологий; является главным средством профильного обучения и предпрофессиональной подготовки.
Система научно-практического образования предполагает интеграцию образования с высокотехнологичными научными и производственными предприятиями на специальных площадках (лицеях, учреждениях дополнительного образования детей, технопарках при крупнейших научно-производственных объединениях и др.); непрерывность развития научно-технической культуры и мотивации учащихся от начальной школы до вуза.
Функции и различия
Научно-практическое образование имеет различные функции в отношении различных контингентов учащихся. Это предполагает различные цели ее реализации, методическую базу, результаты, методы их диагностики. Вместе с тем эти три подсистемы должны быть тесно связаны.
Становление элементов научно-технической культуры у всех учащихся. Это предполагает организацию массового научно-практического образования в общеобразовательных учреждениях с целью повышения внимания детей и молодежи к этой сфере, развития у учащихся начальных знаний, умений, навыков в области проектной, исследовательской деятельности и научно-технического творчества.
Выявление и развитие талантливых и одаренных в различных областях науки и техники учащихся. Такая работа требует современной материально-технической базы и квалифицированных педагогических кадров; расширения связей с учреждениями науки, высокотехнологичными производственными предприятиями; создание интегрированных образовательных комплексов, обеспечивающих эффективные траектории профессионального самоопределения таких учащихся на базе ведущих учреждений дополнительного образования детей, лицеев, гимназий.
Организация продуктивного свободного времени школьников и молодежи, что связано с необходимостью становления культуры проведения собственного свободного времени у населения средствами научно-практического образования. Это предполагает создание возможностей для занятий научно-техническим творчеством, исследованиями в коллективах учреждений дополнительного образования, по месту жительства и т. д.;
Включение сферы научно-технического творчества учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования в непрерывную цепочку социализации, личностного и профессионального роста молодых людей в востребованных экономикой секторах образования и рынка труда
Таким образом, можно констатировать, что исследовательская, проектно-исследовательская деятельность, научно-техническое творчество учащихся являются продуктивными подходами в современном образовании, которые позволяют мотивировать учащихся к познавательной деятельности, способствуют индивидуальному развитию творческих способностей, что отвечает задачам общего образования, а также дают возможность выявить, создать условия для развития и выбора в дальнейшем сферы профессиональной деятельности талантливым и одаренным в сфере науки и техники детям, тем самым, способствуя подготовке кадров для инновационной экономики страны.
В настоящее время в стране реализуются различные направления работы с детьми в области проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества. Отсутствие единого центра координации этой работы снижает согласованность развития этого направления, ограничивает межведомственное взаимодействие, степень непрерывности образования.
Программы научно-практического образования деятельность реализуется следующими субъектами системы для следующих контингентов школьников:
лицеи и профильные школы – обучение одаренных и высокомотивированных учащихся по программе общего образования повышенного уровня, ориентированных на продолжение образования сфере науки и техники;
коллективы в учреждениях дополнительного образования, блоках дополнительного образования в школах, организующих как работу с одаренными учащимися по программам повышенного уровня, так и досуг и свободное время учащихся с использованием моделирования, программирования;
вузы – организация системы довузовской профильной подготовки для будущих абитуриентов;
музеи, общественные организации – проведение мероприятий по популяризации науки и техники, профориентации;
образовательные учреждения, органы управления образованием, вузы – организация конференций и конкурсов для школьников самого разнообразного уровня и направленности.
Важнейшим смотром уровня выполнения исследовательских и проектных работ в образовательных учреждениях являются конференции, конкурсы и выставки научно-технического творчества учащихся. Здесь также нет единых подходов, критериев оценки работ учащихся, регламента экспертизы. Проблемой является и невыстроенная иерархия конференций и конкурсов, когда победители предыдущего уровня (городского, регионального) представляют свои работы на более высокий уровень.
Субъекты РФ, в которых реализуется программа - республики: Алтай, Бурятия, Татарстан, Удмуртия, Карабардино-Балкария, Хакасия, Чувашия; Ямало-Ненецкий округ; Области: Архангельская, Брянская, Белгородская Вологодская, Волгоградская, Новгородская, Нижегородская. Ивановская, Кировская, Калининградская, Московская, Омская, Саратовская, Тамбовская, Томская, Иркутская, Воронежская, Свердловская, Оренбургская, Челябинская, Новосибирская; Краснодарский, Красноярский и Приморский края, г. Москва, Санкт-Петербург и др. субъекты РФ.
Обзор проводимых межрегиональных, всероссийских и международных конференций и конкурсов исследовательских и проектных работ школьников представлен в приложении.
Имеющийся задел.
В области научно-практического образования в последние годы при поддержке ООД «Исследователь» и ФГБНУ ИИДСВ РАО реализованы следующие мероприятия:
Слушания Общественной палаты РФ по теме «Научно-практическое образование как путь становления инновационной экономики»;
Круглый стол Общественной палаты РФ «Перспективы развития лицейского образования»;
VII Общероссийская конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (www.issl.redu.ru), на которую приехали представители большинства региональных отделений.
С 2009 года издается журнал «Исследователь/Researcher». Журнал продолжает активную деятельность по научному и методическому обеспечению исследовательского и проектного подходов в образовании. Расширяется состав региональных представителей журнала
Продолжают выходить издания Библиотеки журнала. Вышедшие книги можно приобрести через интернет-магазин www.shop.redu.ru. Многие материалы, изданные ранее, размещены на портале www.researcher.ru.
Продолжается Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся (положение на сайте: http://oodi.ru/materials/34/).
Учреждены особые знаки отличия - общественные звания «Руководитель исследовательских работ учащихся», «Эксперт учебно-исследовательских конференций». Они присваиваются педагогам из региональных образовательных учреждений.
В 30 субъектах РФ проходят региональные чтения им. В.И.Вернадского с общим охватом более 10000 школьников. Подав пакет заявочных документов (формы на сайтах www.vernadskiy.info и www.oodi.ru), региональное отделение, проводящее какую-либо конференцию учащихся, может получить статус Региональной конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.
В апреле ежегодно проходят Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского. По итогам Чтений на основании приказа Министерства образования и науки Российской федерации «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи», победителям присуждаются премии.
В рамках Чтений проходит междисциплинарная олимпиада по истории и обществознанию, включенная в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки России.
В июле в Подмосковье проходит традиционная Международная исследовательская школа. Прием заявок на участие в конкурсе по отбору делегаций региональных отделений на Школу проводится на сайте www.interschool.redu.ru.
Функционирует сетевая инновационная площадка ФГБНУ «ИИДСВ РАО» «Сетевые проекты профессионального развития как фактор раскрытия детской одаренности».
Проводится Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий».
В 2014 г. на Центральном исполнительном комитете MILSET утверждено территориальное отделений MILSET-Vostok на территории России и стран СНГ. В настоящее время членами отделения являются более 20 организаций из России, Армении, Казахстана, Беларуси.