Научно-практическое образование » Концепция инновационной площадки » 5. Основные уровни программы

5. Основные уровни программы

Программа реализуется на трех главных уровнях, обеспечивающих преемственность и связь региональных, московских, международных направлений работы.

Уровень города Москвы.

Этот уровень обеспечивает эффективное развитие проектной и исследовательской деятельности, научно-технического творчества в столице России – городе Москве как ведущем образовательном, научном и культурном центре страны, обеспечивающим необходимый научно-методический уровень пилотных и инновационных разработок и моделей в области организации работы образовательных учреждений. На этом уровне ООД «Исследователь» (московское городское представительство Движения) координирует следующие открытые проекты и программы:

  • сеть образовательных учреждений города, реализующих программу разработки модели образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся (более 50 школ и учреждений дополнительного образования во всех административных округах города, более 300 инновационных образовательных программ и разработок).

  • междисциплинарный фестиваль исследовательских, проектных и творческих работ учащихся 31 конференция, конкурс, соревнование в области естественных и гуманитарных наук, технического творчества (более 5000 участников из 300 московских школ; более 3000 исследовательских работ и проектов).

  • московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся общеобразовательных учреждений.

  • ресурсные центры на базе ведущих учреждений в области исследовательской деятельности и научно-технического творчества (городское методическое объединение, тематические консультации, экспертиза образовательных программ, работа городского методического объединения, научно-методические семинары и конференции).

  • курсы повышения квалификации Центра педагогического мастерства «Методика организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся».

Уровень Российской Федерации.

Главный целевой уровень программы, на котором выстраивается система координации и научно-методического сопровождения образовательных учреждений в стране. Работа представлена следующими основными направлениями:

  • реализация программы развития научно-практического образования (поддержка региональных ученических конференций; повышение квалификации и переподготовка руководителей исследовательских работ; информационно-методическое обеспечение; развитие региональных сетевых проектов).

  • участие в проведении Общероссийской научно-методической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве (25 тематических секций, более 500 участников из 52 регионов России и 10 стран мира ежегодно).

  • участие в издании журнала «Исследователь/Researcher» - научно-методического журнала, адресованного учителям, завучам по научной работе, методистам, педагогам дополнительного образования, руководителям студенческих исследований. Издание посвящено практике и методике организации исследовательской работы учащихся в естественнонаучных и гуманитарных областях.

  • организация Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского (более 3000 участников из 65 регионов России ежегодно; 28 тематических направлений; более 200 экспертов из 25 научных учреждений РАН и вузов).

  • координация региональных проектных и исследовательских конференций школьников (более 30 регионов РФ).

  • организация Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий».

  • дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов и учителей.

  • Выездные семинары и консультации по проблемам развития исследовательской и проектной деятельности (до 20 ежегодно).

Международный уровень.

Этот уровень обеспечивает связь работы внутри страны с международными организациями и мероприятиями, которая интегрируют учителей и учащихся в мировое научно-техническое молодежное сообщество; образование личных содержательных контактов школьников и их руководителей со сверстниками и коллегами за рубежом; развитие мотивации к занятиям научно-техническим творчеством. Уровень предполагает следующие направления:

  • участие и организация выставок EXPO SCIENCE INTERNATIONAL (отбор и участие более 50 лучших российских работ в 8-10 международных выставках);

  • организация Международной исследовательской школы (более 100 участников из 10 стран мира (Мексика, Иран, Португалия, Бельгия, Швеция и др.) летом 2012 года).

  • организация участия российских школьников в сетевых международных проектах (Молодежный научный вектор, Европейский день науки, Конкурс научной фотографии и др.).

  • координация работы территориального отделения MULSET-Vostok в России и странах СНГ.