Настоящая программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, ФЦП «Развитие образования в Российской Федерации на 2016-2020 гг., Федеральными государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования, Концепцией развития дополнительного образования в Российской Федерации и решает задачи обеспечения инновационного характера базового образования; модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития; дальнейшего становления системы работы с талантливыми и одаренными детьми и их профориентации в области приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России; распространения в регионах РФ современных моделей успешной социализации детей, основанных на проектной и исследовательской деятельности; разработки и внедрения моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности и развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений с использованием технологий дистанционного образования и консультирования.
Развитие проектной, исследовательской деятельности и научно-технического творчества обучающихся в России характеризуется богатыми традициями, заложенными в советское время, а также в дореволюционной период (система внешкольного образования, технические училища, лицеи и др.), дифференцированностью (общее, дополнительное, высшее образование). Это определило появление целой плеяды выдающихся ученых, изобретателей, инженеров, которых дала миру российская наука и техника; их талант был своевременно выявлен и подержан образовательными институтами.
В 1990-е годы это направление в образовании фактически было предоставлено самому себе, в результате произошло уменьшение количества ученических коллективов, реализующих программы исследовательской деятельности, снижение уровня их технического и кадрового обеспечения; тематика работы осталась «замороженной» на уровне второй половины ХХ века.
В настоящее время в стране нет единой системы координации и научно-методического сопровождения образовательных учреждений, региональных программ, работающих в области проектной и исследовательской деятельности. При этом в руководстве государства отчетливо понимается необходимость мер по изменению ситуации, однако одних только усилий государственных структур недостаточно для кардинального улучшения положения в этой сфере.
Настоящая программа направлена на развитие механизмов государственного управления и поддержки научно-практического образования (научно-технического творчества, проектной и исследовательской деятельности) в регионах страны, создание общественной системы экспертизы, научно-методического и консультационного сопровождения региональных образовательных учреждений путем поддержки и методического сопровождения региональных научно-практических конференций и конкурсов школьников, научно-методических мероприятий педагогов, курсов повышения квалификации руководителей проектно-исследовательских работ школьников, экспертизы качества региональных мероприятий, создания условий эффективной работы для талантливых учащихся и педагогов, развития системы их «социального лифтинга», материального и морального стимулирования.