Реализация модели научно-практического образования в системе образования Российской Федерации
Основание для разработки программы:
Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации; Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2016-2020 гг., Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, объективный социальный заказ на развитие методик, технологий и форм работы с детьми в сфере научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.
Цель программы:
Развитие системы выявления и государственной поддержки образовательных практик, успешных педагогов и талантливых школьников, реализующих программы научно-технического творчества, проектной и исследовательской деятельности; информационного, консультационного и методического сопровождения их работы.
Задачи программы:
Поддержка системы работы с талантливыми и одаренными учащимися в области научно-практического образования, их выявления, адресной психолого-педагогической поддержки, социализации, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с целью формирования интеллектуальной элиты общества, способной обеспечить строительство высокотехнологичной экономики и эффективного государства;
Становление системы развивающих конкурсных и образовательных мероприятий для школьников в области научно-технического творчества, проектной и исследовательской деятельности (научно-практических конференций, конкурсов, выставок научно-технического творчества учащихся, профильных смен в оздоровительных лагерях, полевых практик, исследовательских экспедиций, стажировок на базе научных учреждений и др.);
Становление единой экспертной системы оценки качества исследовательских и проектных работ учащихся; качества конкурсных мероприятий; эффективности муниципальных, региональных проектов и мероприятий в области научно-практического образования; создание межрегионального экспертного сообщества, способного решить указанные задачи;
Развитие системы дистанционного и очного консультирования региональных программ и проектов развития исследовательской, проектной деятельности учащихся и научно-технического творчества силами специалистов из наиболее эффективных образовательных учреждений, занимающихся этим направлением; ученых (педагогов и психологов) из системы научных учреждений Российской академии образования; преподавателей вузов, специалистов из институтов Российской академии наук и др.;
Развитие системы информационно-методической поддержки исследовательской и проектной деятельности в региональных образовательных учреждениях; руководителей исследовательских работ школьников, включая издание методической литературы, поддержку системы сайтов с размещением на них методических материалов, информации о проходящих мероприятиях, отчетов о работе региональных организаций, анонсов и др.;
Развитие системы повышения квалификации и подготовки руководителей исследовательских и проектных работ в регионах (включая разработку модульных программ повышения квалификации), научно-методических конференций и конкурсов для педагогов; распространение лучшей практики работы московских и региональных образовательных учреждений в области проектно-исследовательской деятельности в рамках проведения выездных семинаров, круглых столов и мастер-классов ведущих специалистов;
Становление единой национальной системы конкурсных мероприятий в области научно-практического образования; поддержка Всероссийских и международных конференций и конкурсов; развитие системы аффеляции региональных конференций при Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского и других Всероссийских мероприятиях; развитие модели «социального лифтинга» для талантливых школьников - победителей региональных конференций и конкурсов;
Обеспечение участия российских школьников во Всероссийских и международных конференциях
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы будут достигнуты следующие эффекты:
повышение эффективности системы научно-практического образования на уровне образовательной системы страны; увеличение вклада проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества в решение актуальных задач национального образования;
повышение численности контингента талантливых учащихся, желающих получить высшее образование в области естественнонаучных и технических специальностей;
повышение количества учителей и педагогов, владеющих методиками организации исследовательской деятельности учащихся;
повышение количества инфраструктурных образовательных программ и проектов, интегрирующих ресурсы общеобразовательных учреждений, вузов, научных учреждений, общественных организаций и др.;
повышения роли институтов гражданского общества и общественно-государственной координации программ и мероприятий в области научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности учащихся;
разработка механизмов эффективного многоканального финансирования образовательных программ и проектов, развитие модейлей социального партнерства в области научно-практического образования;
развитие национальной системы выявления и поддержки одаренных учащихся; привлечение талантливых, мотивированных абитуриентов к поступлению в ведущие вузы Москвы и других крупных городов России; развитие механизмов «социального лифтинга» для таких школьников;
интеграция системы и институтов научно-технического творчества учащихся в мировую образовательную систему.