ФИО заявителя | Агуреева Виктория Викторовна |
Дата рождения | 02.02.2010 |
Проект
Название | Как живёшь, муравей? |
Учреждение | ГБОУ Школа № 597 "Новое Поколение" г.Москва ул.Петрозаводская 19а, 125502 |
Класс | 2 |
Науч. руководитель | Калинина Наталия Михайловна |
Консультант | |
Исполнители |
|
Секция | 1 - 4 классы «Хочу всё знать». Работы из разных областей знаний |
Краткое описание проекта | Изучение образа жизни и поведения муравьёв в муравейнике, сравнение с общественной жизнью людей. Сознание макета муравейника для изучения его внутренней структуры. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Гипотеза о том, что жизнь муравьёв напоминает жизнь людей, подтвердилась частично. |
Основная идея | Сравнить жизнь муравьёв в муравейнике с жизнью людей в целом, и со школой в частности. |
Масштаб организации работ | Круглый стол "Знакомые насекомые", викторина "Всё ли вы знаете о муравьях?", создание макета муравейника. |
Полученные результаты | 1. Муравьи владеют некоторыми человеческими «профессиями», которые не могут изменить в течении всей жизни. 2. Помещения муравейника похожи на общественные помещения, однако, муравьи их постоянно перестраивают. 3. Муравьи, как и люди, готовы прийти на помощь, но не могут изменить своё поведение. 4. Муравьи умеют общаться, но не умеют дружить. 5. Муравьи постоянно заняты делом, но не обладают творческой фантазией. |
Кому нужны результаты проекта | Ученикам начальной школы для изучения темы "Насекомые" и дошкольникам для ознакомления с окружающим миром. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Изучение жизни муравьёв в живой природе, фоторепортаж. создание памятки "Правила поведения вблизи муравейника". |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Большая команда 2-го класса собралась на оригинальный проект: Агуреева Виктория Викторовна, Колесникова Софья Евгеньевна, Масловская Евгения Сергеевна, Мохов Антон Артёмович, Шанина Дарья Денисовна. Это, как нам видится, дает значительное преимущество в проектных работах. Смотрим, как это было. Сначала спасибо за гипотезу о том, что жизнь муравьёв напоминает жизнь людей, что, подтвердилась частично. Как же было устроено исследование? Задачи были решены: 1) изучена литература об особенностях поведения и общения рыжих лесных муравьёв; 2) удалось увеличить объём знаний об особенностях жизнедеятельности муравейника и распределения обязанностей его обитателей; 3) выявлены сходства и отличия общественной жизни рыжих лесных муравьёв с общественной жизнью людей. 4) изготовлень макет муравейника; 5) ученики других классов были ознакомлены с жизнью муравьёв. Замечание. Ученики перепутали объект с предметом исследования. Так, у них Предмет исследования: Рыжий лесной муравей, а Объект исследования: жизнедеятельность рыжих лесных муравьёв в муравейнике. Руководителю надо было бы довести до сознания детей различие для исследования этих основных опознавательных терминов. Хотя это не просто для понимания учащимися 2-го класса. Но это же и требование ФГОС о метапредметных знаниях. Оказалось: 1. Муравьи владеют некоторыми человеческими «профессиями», которые не могут изменить в течении всей жизни. 2. Помещения муравейника похожи на общественные помещения, однако, муравьи их постоянно перестраивают. 3. Муравьи, как и люди, готовы прийти на помощь, но не могут изменить своё поведение. 4. Муравьи умеют общаться, но не умеют дружить. 5. Муравьи постоянно заняты делом, но не обладают творческой фантазией. И, ведь, действительно, подобное можно встретить и у людей! По всем параметрам оценки — отлично. И еще: эксперт приветствует коллективное исполнение проекта.
Комментарий по оценкам
См. комментарии по проекту
Комментарий по проекту
Комментарий для педагога и родителей. Обсудить с разработчиками понятие объект и предмет исследования. Объект - то, что находится перед разработчиком. В данном случае объектом выступает муравейник. Предмет - это какая- то из сторон объекта. Например, социальная жизнь муравьев. Или предмет - коридоры и камеры в муравейнике.
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащегося. В работе творчески сформулирована гипотеза. Безусловным достоинством работы является таблица сравнения характеристик жизнедеятельности муравейника и класса. Сделаны интересные выводы. Слабой стороной является то, что анализ в основном строится на различных источниках, книги, интернет, а не непосредственном наблюдении за жизнью муравейника в естественных условиях. Такое наблюдение позволило бы Вам обнаружить дополнительные характеристики для сравнения. Например, как муравьи реагируют на опасность, как решают сложные задачи (например, перенос большого груза), как далеко они могут уходить от муравейника, как муравейник ведет себя в теплую или дождливую погоду и т.д. Рекомендуем продолжить Ваше исследование. В выводах чувствуется акцент на том, что человек является более совершенным. Он умнее, более творческий, умеет дружить, более независим от различных обстоятельств и может менять свое место жительства, работу, профессию и т.д. Однако стоит задуматься о том, что количество биомассы муравьев на земле равно человеческой. По некоторым данным муравьи появились на земле более 100 миллионов лет назад. Распространены по всему миру, за исключением Антарктиды и некоторых удалённых островов, образуя 10—25 % земной биомассы наземных животных. Возможно, нам есть чему поучиться у муравьев. Заметим, что человек сегодня накладывает все больше ограничений, для того, чтобы сохранить планету и обеспечить условия собственной жизни и его жизнь становится более упорядоченной - как в муравейнике. Есть, над чем подумать!
Комментарий по проекту
Комментарий для научного руководителя и консультанта проекта. Очень интересная работа. Рекомендуется продолжать данное направление. Рекомендуется расширить команду проекта, продумать практическую часть.
Комментарий по оценкам
Комментарий для авторов проекта. Очень интересная постановка исследовательской проблемы и интересное исследование. Вам удалось провести очень важную параллель между общественной жизнью насекомых и детей в школе. Далее ваш проект может развиваться и как проект социальный, и как проект естественнонаучный. Как социальный проект - можно проанализировать, кто и как устанавливает правила общественной жизни. Заповеди, законы, нормы, правила? Например, правила школьной жизни? Для чего они нужны и что делать, чтобы их лучше соблюдать? Или правила жизни в вашем классе? Кто их может придумать и зачем? Человек должен уметь соблюдать правила, иначе жизнь его и других превратится в хаос. Но люди могут сами вводить новые правила и договариваться, чтобы их не нарушать. Например, какие правила нужны, чтобы люди в классе были вежливыми? Как естественнонаучный проект, необходимо продумать, над чем и как можно наблюдать за муравейником в естественных условиях. Или, возможно, вы изучите источники по искуственным муравейникам - формикариям и попробуете создать свой, чтобы на практике наблюдать жизнь и поведение муравьев. Желаем успехов!