ФИО заявителяДубинчина Мария Алексеевна
Дата рождения09.07.2008

Проект

НазваниеЗагадка образа Жар-Птицы в русской культуре
УчреждениеГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1249", 125057, Москва, Чапаевский переулок, дом 6, строение 2
Класс4 "А"
Науч. руководительБелозерова Алла Аркадьевна
КонсультантДубинчина Светлана Вячеславовна
Исполнители
  • Дубинчина Мария Алексеевна
Секция1 - 4 классы «Культурное наследие России». Работы по истории, литературе, искусству, традициям народов России, декоративно-прикладному творчеству.
Краткое описание проектаЧерез изучение различных источников: авторских и народных сказок, иллюстрации, музыки балета, прикладного народного творчества, мультипликации, кино, элементов массовой культуры - эмблем массовых мероприятий, оценить значимость образа Жар-Птицы в русской культуре. Объект исследования – Жар-птица в русских народных и авторских сказках. Цель исследования – изучить образ Жар-птицы в сказках, мифологии и прикладном творчестве, балете, кино и мультипликации. Задачи: выяснить: • как выглядит жар-птица и какими характеристиками наделена; • какие в мифологии есть сказочные птицы похожие на Жар-птицу; • в каких литературных произведениях встречается Жар-птица; • как объясняется появление мифологического образа Жар-птицы со стороны физических явлений природы? • Как востребован образ Жар-птицы в народном и авторском творчестве; • Почему этот образ популярен и современен до настоящего времени, в условиях повсеместного внедрения новых образов, цифравизации и развития искусственного интеллекта? Гипотеза: я предполагаю, что 1) Жар-птица мифологическое существо, связанное с сиянием солнца; 2) образ Жар-птицы востребован в народно-прикладном и авторском творчестве как источник счастья, оберег и символ удачи как для простого человека; 3) Жар-птица очень емкий образ, включающий разные значения, как птица счастья и оберег становится образом сквозным для русской культуры, который претерпевает свое развитие в современном мире. В ходе исследования научно-популярной литературы, словарей, чтения литературных и народных сказок, изучения иллюстраций, прикладного искусства, балета мне удалось ответить на поставленные в начале моей исследовательской работы вопросы. Гипотезы нашли свое подтверждение. Действительно, для русского народа жар-птица была символом счастья и удачи. Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, и надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению. Одной из поставленных гипотез является комплексность данного образа и как источника мифической силы и как источника счастья, и как источника красоты. В результате исследования выявилось, что эти качества в разных ракурсах проявили себя и в мифологии и в сказке и в иллюстрации и в балете и в мультипликации, как следствие в 21 веке образ продемонстрировал свою устойчивость и способность развиваться в массовой культуре и глобализации. Образ является емким и именно это помогает ему быть популярным в современном мире и символизировать сильное и творческое начало России на международной арене.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомОпределение значения образа Жар-Птицы в эстетической традиции русского народа. Привлечение широких кругов сверстников к более глубокому изучению культуры русского народа. Попытка ответить на вопрос - почему этот образ популярен и современен до настоящего времени, в условиях повсеместного внедрения новых образов, цифравизации и развития искусственного интеллекта?
Основная идеяОбраз Жар-Птицы многозначен и ассоциируется с поисками счастья, тепла, удачи, райской красоты и оберега самого достойного. Он проходит красной нитью через историю русской культуры, беря истоки из славянской мифологии, воплощаясь в народных и авторских сказках, иллюстрациях художников, отображаясь в период развития русского балета - в музыке и танце. С приходом кино и мультипликации - Жар-Птица воплощается в данных сферах культуры, развивая идеи, заложенные в сказках, музыке и иллюстрации, зародившиеся в более ранние периоды. В народных промыслах образ Жар-Птицы является широко используемым и ассоциируется с образом берегинь домашнего очага и счастья. В 21 веке Жар-Птица, укоренившись в сознании иностранцев, как символ России становится официальной символикой международных мероприятий, проводимых в России. Сила образа и его многогранность сделала его устойчивым и одним из наиболее ярких эстетических образов российской культуры.
Масштаб организации работ1. Ершов П.П. «Конек-горбунок». «Сказки народов мира» том 7. / Под ред. В.П. Аникина – М.: Издательство «Детская литература», 1994 г. 2. «Жар-птица и Царь-девица» - русская народная сказка. «Сказки народов мира» том 1. / Под ред. В.П. Аникина – М.: Издательство «Детская литература» 1987 г. 3. «Жар-птица и Василиса Прекрасная». «Сказки народов мира» том 1. / Под ред. В.П. Аникина – М.: Издательство «Детская литература», 1987 г. 4. «Иван Царевич и Серый волк» - русская народная сказка. «Сказки народов мира» том 1. / Под ред. В.П. Аникина – М.: Издательство «Детская литература», 1987 г. 5. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой, 2000г. 6. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Издательство Аделант, 2013 г. 7. Толстой А.Н. «Жар-птица». «Сказки народов мира» том 2. / Под ред. В.П. Аникина - М.: Издательство «Детская литература», 1994 г. 8. http://www.vedu.ru/bigencdic/ Большой энциклопедический словарь. 9. http://www.microarticles.ru/article/zhar-ptitsa.html/ Образ жар птицы в быту и культуре русского народа. 10. Балет И. Стравинского "Жар-Птица" «Конёк-Горбунок» (Союзмультфильм, 1947 год, режиссёр: Иван Иванов-Вано) 11. Мультфильмы и кино: ▪ «Конёк-горбунок» (Союзмультфильм, 1975 год, режиссёр: Иван Иванов-Вано) ▪ «Жар-птица» по мотивам сказки Алексея Толстого (объединение художественной мультипликации «Киевнаучфильм», 1983 год, режиссёр: Цезарь Оршанский) ▪ «Жар-птица» по мотивам русских народных сказок (ТО «Экран», 1984, режиссёр: Владимир Самсонов). В фильме использована музыка из оркестровой сюиты Игоря Стравинского «Жар-птица». ▪ «После дождичка в четверг» (киносказка 1985 года, в роли Жар-птицы Марина Яковлева) ▪ «Как поймать перо Жар-Птицы» (мультфильм, 2013 год) 12. И.Билибин "ИванЦаревич и Жар-Птица". 13. Эмблема "Евровидение 2009" 14. Кубок FIFA 2018 15. 47 анкет учеников 3 и 4 классов школы 1249.
Полученные результатыВ ходе исследования научно-популярной литературы, словарей, чтения литературных и народных сказок, изучения иллюстраций, прикладного искусства, балета мне удалось ответить на поставленные в начале моей исследовательской работы вопросы. Гипотезы нашли свое подтверждение. Действительно, для русского народа жар-птица была символом счастья и удачи. Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, и надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению. Одной из поставленных гипотез является комплексность данного образа и как источника мифической силы и как источника счастья, и как источника красоты. В результате исследования выявилось, что эти качества в разных ракурсах проявили себя и в мифологии и в сказке и в иллюстрации и в балете и в мультипликации, как следствие в 21 веке образ продемонстрировал свою устойчивость и способность развиваться в массовой культуре и глобализации. Образ является емким и именно это помогает ему быть популярным в современном мире и символизировать сильное и творческое начало России на международной арене.
Кому нужны результаты проектаРезультаты данного исследования показывают многослойность русской культуры и способность ее развиваться вокруг центральных символов. Привлекает наибольший интерес младших школьников к русской культуре, в особенности в свете изучения в 4-м классе авторских сказок, в которых встречается образ Жар-Птицы (Ершов "Конёк-Горбунок"). Исследование необходимо для развития знаний по истории культуры среди школьников.
Перспектива дальнейшнего развития проектаИзучение иных сквозных образов в русской культуре (волшебные кони, богатыри, женские образы), с целью расширения индивидуальных знаний в данной сфере и развития знаний одноклассников в данной сфере.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма18 20 25 63.0
Анализ проблемы3 3 5
Организация работы4 5 5
Результаты работы4 4 5
Социокультурные и образовательные последствия 3 3 5
Презентация работы4 5 5
Комментарии
Комментарий по проекту

Комментарий для педагога и родителей. Проверка системой «Антиплагиат» показывает, что объем заимствованных материалов в работе составляет 58,05 %. Это допустимо для рефератов, но нежелательно для исследований.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося. Проделана большая интересная работа. Затронуты различные области, в которых встречается символ «Жар птицы». Однако, представленные материалы больше соответствуют реферату по теме «Жар птица». Вы погружаетесь в наше культурное и историческое наследие. И это очень хорошо, это достоинство Вашей работы. Однако проделанный обзор является прологом к исследованию. Необходимо определить предмет Вашего исследования. Какая проблема решается Вашим исследованием. Почему это актуально и важно в сегодня. Собранный Вами материал и проведенный анализ, безусловно, интересен. Однако, представляется, что настоящее исследование у Вас еще впереди.

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Комментарий для научного руководителя и консультанта проекта. Проделана очень глубокая аналитическая работа. Необходимо на перспективу больше внимания уделить постановке проблемы и обсуждению результатов работы, главным образом, собственного отношения и размышления автора. Рекомендуем по итогам обсуждения работы продумать ее практическую часть. Отметим, что стиль, которым написан текст работы, характерен скорее для взрослой научно-популярной статьи, чем для ученического проекта начальной школы. Рекомендуем уточнить возрастно-сообразный метод обсуждения данной темы в связи с теми задачами развития, которые педагог решает в работе с учащимися на материале изучения русского фольклора.

Комментарий по оценкам

Комментарий для автора проекта. Вами проведено интересное и подробное исследование. Хотелось бы обратить Ваше внимание, что в исследованиях всегда есть две стороны. Первое - это раскрыть содержание темы. Вы с этим справились блестяще и нашли ответы на поставленные вопросы. Второе - это показать Ваше отношение: почему Вас заинтересовала эта тема? Чему Вы научились? Что нового Вы узнали в результате? Что Вас удивило? Что показалось непонятным? Какие новые вопросы появились? Что захотелось сделать? Ваше личное размышление о том, что получилось, а какие новые вопросы возникли, позволит Вам определить интересное продолжение темы. Например, у Вашей темы могла бы быть очень интересная практическая часть, в ходе которой Вы сами или вместе с друзьями могли бы попробовать создать Ваш собственный образ Жар-Птицы и воплотить его в рисунке, скульптуре, танце, авторской сказке, дизайне и так далее. Желаем успехов!

— Эксперт 2
Комментарий по проекту

Уважаемые взрослые! проект понравился своей глубиной, актуальностью постановки проблемы и интересным решением. Однако излишняя широта охвата материала, с нашей точки зрения, не украшает работу, а делает ее тяжеловесной. Однако это не отразилось на оценке работы. Желаем вам дальнейших успехов.

Комментарий по оценкам

Проект выполнен на очень высоком уровне. Хорошая ясная постановка проблемы, определение цели и задач. Глубокая проработка различный материалов при решении проблемы исследования. Очень понравилась связь образа Жар-птицы в культуре и в современности, как визуализация образа современной России. Браво! Хочется пожелать автору новых интересных и глубоких исследований.

— Эксперт 3