ФИО заявителяКаткова Мария Маратовна
Дата рождения30.10.2001

Проект

НазваниеПавел I: личность и правление императора в воспоминаниях современников
УчреждениеНОЧУ "Школа "Муми-Тролль"
Класс11
Науч. руководительФокин Сергей Алексеевич
КонсультантКим Юлия Владимировна
Исполнители
  • Каткова Мария Маратовна
Секция9 - 11 классы «Гуманитарные проекты: «Память сердца». Исследования в области истории, проекты военной и патриотической направленности.
Краткое описание проектаВ данной работе я решаю проблему одностороннего подхода к изучению личности Павла, базируясь на различных воспоминаниях о нём и исследованиях, касающихся его жизни и характера, а также царствования.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомЯ хочу выяснить, что думали о Павле его современники и попытаться дать ответ на непростой вопрос: а мог ли Павел быть таким слабым, каким его зачастую представляли в воспоминаниях или транслировали в массовой культуре.
Основная идеяПостроение личностного портрета Павла и характера его правления на основе изученных источников и литературы, фактически глазами ряда его современников-мемуаристов и исследовать их восприятие заговора против императора.
Масштаб организации работЯ работала с воспоминаниями Фёдора Ростопчина, Николая Саблукова, Леонтия Беннигсена, Фёдора Головкина, Варвары Головиной и Дарьи Ливен. Все они были приближёнными Павла и оставили различные письменные источники, повествующие о государе. Также были использованы две монографии за авторством Августа фон Коцебу, современника Павла, первым написавшего его монографию, и Алексея Пескова, историка второй половины двадцатого века.
Полученные результатыПроанализированы характер и политика , причины заговора.
Кому нужны результаты проектаРезультаты моей работы, возможно, не новы для профессиональных историков, но для меня как начинающего исследователя это является первым опытом написания научной работы, а также результаты данной работы, представленные на уроках истории в моём классе, а затем и в школе, были новыми и неизвестными ранее для моих слушателей. Это позволило мне познакомить окружающих с другим взглядом на личность и правление Павла Первого. Полученные результаты и в дальнейшем могут быть использованы в рамках изучения истории России в школе.
Перспектива дальнейшнего развития проектаНа основе результатов исследования была написана статья "Павел I в воспоминаниях Д.Х. Ливен", предложенная к публикации в журнал "Образование в современной школе", а также создано стихотворение "Тень Михайловского замка", опубликованное на портале "Стихи.ру". В дальнейшем я планирую расширять мемуарный комплекс исследования, например, буду изучать мемуары А. Чарторыйского, польского князя и министра иностранных дел Российской Империи.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма24 24 22 70.0
Анализ проблемы5 5 5
Организация работы5 5 5
Результаты работы5 5 4
Социокультурные и образовательные последствия 5 5 4
Презентация работы4 4 4
Комментарии
Комментарий по проекту

Комментарий для педагога и родителей. Работу целесообразно продолжить. Например, выделить четыре группы авторов: оценка (воспоминания) современников, оценка историков дореволюционного периода, оценка историков советского периода, оценка историков постсоветского периода. Возможно также включить в рассмотрение оценку православной церковью деятельности и политики Павла I, а также зарубежных историков (если такие материалы будут доступны). В презентации целесообразно указать не только фамилии авторов воспоминаний, но также их статус, должность, годы жизни, а также представить сводную таблицу их оценок и характеристик, на основании которой Вы делаете выводы в своем исследовании. Завершить презентацию можно Вашими стихами, посвященными Павлу I.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося. Очень интересное исследование. Точно зафиксирована одна из ключевых проблем в образовании - односторонний подход к оценке деятельности исторических фигур и исторических событий. Проведен большой объем работ по анализу различных источников и воспоминаний современников Павла I. В ходе работы с исследовательским материалом целесообразно составлять таблицы, в которых фиксировать исследуемые характеристики. Например, личностные характеристики, оценка политики, причины заговора.

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Интересная работа. Замысел не прост, поскольку Мария входит в предметность историографии, от которой, надо признать, далеки школьники. Эта отрасль гуманитарного знания содержит ряд сложных требований. Цель — достойная истории. Впечатляют материалы, с которыми работала Мария: «воспоминания Фёдора Ростопчина, Николая Саблукова, Леонтия Беннигсена, Фёдора Головкина, Варвары Головиной и Дарьи Ливен. Монографии Августа фон Коцебу, современника Павла, первым написавшего его монографию, и Алексея Пескова, историка второй половины двадцатого века». Во-первых, Мария постаралась уйти от библиографического описания использованных книг и сумела «выжать» из содержания действительно историографические характеристики: эпохи и самого императора. Это получилось у Марии еще и потому, что она с самого начала определилась: «Построить личностный портрет Павла и показать характер его правления». Это, между прочим требовало от Марии реконструкции исторической эпохи, условий, политики и пр. Т.е. так называемой «синтетической» истории. Во-вторых, Мария постаралась неформально подойти к анализируемой литературе: всесторонне выясняя личности авторов анализируемых трудов. В-третьих, удалось даже показать различие в мировоззрении авторов, на трудах которых выстраивалось исследование. Это необычно для школьника. В-четвертых, так называемая источниковая база была достаточно разнообразной, позволившая взглянуть на проблему с разных позиций. В-пятых, постаралась многопланово показать историю краткой жизни императора. Наконец, Мария своей гипотезой показала свою самоопределение в концепции предмета исследования. Фактически решила реабилитировать имя Павла 1. Смело. Важна самооценка Марии: о первом опыте написания научной работы, а также о результатах данной работы, представленных на уроках истории в классе, а затем и в школе, которые оказались новыми и неизвестными ранее для слушателей.  Справедлива критическая оценка обучения истории в школе: «отсутствие исторического подхода при знакомстве с той или иной личностью, так или иначе важной для истории нашей страны». Эта проблема, например, затрагивает изучение Российской истории в школе. Привлекает структура изложения: текст, анализируемый Марией — микровывод. И заключение выстроенное на главных аспектах темы: Характер — Политика — Заговор. Резюме: пожалуй, это одна из немногих исследовательских работ школьника, к которым было бы неверно формально применить критерии оценки. Работа сама по себе имеет ценность и в этом ее значимость. Важный материал для включения в курс истории. Не просто для узнавания ее хода, а для размышлений: почему было так, а не иначе! Т.е. история — это драма никогда не решаемых загадок!

Комментарий по оценкам

См. комментарии по проекту

— Эксперт 2
Комментарий по оценкам

Юной исследовательницей поднимается очень актуальная для исторической науки проблема роли личности императора Павла в российском историческом процессе на основании воспоминаний современников. Актуальность темы обоснована автором, грамотно сформулирована цель и поставлены задачи. Работу отличает правильная организация исследования, выполнение поставленных задач каждого из его этапов. Автором представлены обоснованные выводы, подводящие итог каждому из этапов исследования, указана перспектива дальнейших исследований по данной теме. Исследование имеет практический результат: на основании его материалов написана статья и создано стихотворение.Презентация работы выстроена логично и соответствует содержанию работы.

Комментарий по проекту

Автором была проделана большая работа по восстановлению особенностей личности императора Павла.Исследование выполнено на достаточно высоком для возраста автора уровне. Но хотелось бы сделать несколько пожеланий, учитывая которые автор повысит свой исследовательский уровень и успешно продолжит своё исследование, дополнив его новыми материалами. Необходимо использовать большее количество литературы, прибавив к воспоминаниям современников исторические исследования об эпохе Павла I (Ключевский, Платонов, Шильдер и другие). Следует исправить библиографию (она составляется либо в алфавитном, либо в хронологическом порядке). Также нужно доработать презентацию, в которой должны быть отражены все этапы исследования и выводы каждого из них. Желаю успеха в дальнейшей разработке этой актуальной темы по возвращению доброго имени противоречивой личности императора Павла.

— Эксперт 3