ФИО заявителя | Васютык Елизавета Игоревна |
Дата рождения | 27.01.2011 |
Проект
Название | Младший сын в волшебных русских народных сказках |
Учреждение | ГБОУ "Школа № 664" ул. Главная, д.13 105173 |
Класс | 2 |
Науч. руководитель | Кондрашова Елена Михайловна |
Консультант | Баландина Лариса Викторовна |
Исполнители |
|
Секция | 1 - 4 классы «Культурное наследие России». Работы по истории, литературе, искусству, традициям народов России, декоративно-прикладному творчеству. |
Краткое описание проекта | В русских народных сказках часто встречается сюжет о трех братьях, в которых младший брат Иван является любимым героем. Возможно, это связано с какими-то событиями жизни нашего народа. Изучая сказки, как особый вид устного народного творчества, мы соприкасаемся с древнейшей культурой нашего народа. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Действительно ли, Ивана, младшего сына в волшебных русских народных сказках, можно назвать дураком? Кто же он, Иван-дурак? Глупый человек или умный хитрец? Почему в сказках все симпатии не только героинь- Елен Прекрасных и Василис Премудрых, принцесс и царевен, но и самого рассказчика-творца сказки-целиком на стороне такого простоватого героя? |
Основная идея | Выяснить, почему именно младший сын Иван стал любимым героем русской волшебной сказки. |
Масштаб организации работ | -изучить литературу о волшебных русских народных сказках; -раскрыть этимологию имени Иван и прозвища Дурак; -раскрыть образ Ивана-крестьянского сына и его роль в патриархальной семье на примере сказки "Сивка-Бурка"; проанализировать фольклорные и мифологические источники, в которых встречается сюжет о трех царевичах; -провести сравнительный анализ образов Ивана-царевича и Ивана-крестьянского сына в волшебных русских народных сказках; -сделать выводы по работе и обобщить материал в презентации |
Полученные результаты | -узнали, что имя Иван является древнейшим славянским именем; -выяснили, что Иван-дурак-вовсе не дурак, а просто младший сын в семье; -доказали, что именно младший сын был хранителем традиций предков; -узнали, что сюжет о трех братьях имеет реальную историческую основу; -выяснили, что конфликт в патриархальной и царской семьях был связан с наследственным правом; убедились в том, что именно младшие сыновья являются любимыми героями волшебных русских сказок |
Кому нужны результаты проекта | Результаты нужны, как учителям начальной школы, чтобы изучать глубоко на уроках волшебные русские народные сказки, так и учителям русского языка и литературы; учащимся. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Русские народные сказки представляют собой огромное поле для исследования и новых неожиданных открытий. Хотелось бы продолжить наши исследования по различным темам в области сказок. И это станет продолжением нашего исследования. |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Комментарий для научного руководителя и консультанта проекта. Проделана очень глубокая аналитическая работа. Необходимо на перспективу больше внимания уделить постановке проблемы и обсуждению результатов работы, главным образом, собственного отношения и размышления автора. Рекомендуем в продолжение темы Вам также познакомиться с работой Е.Трубецкого "Иное царство и его искатели в русской волшебной сказке". Хотя эта книга адресована взрослым читателям. Также относительно использованных источников необходимо сделать уточнение. Отметим, что практически все источники из приведенной в работе литературы, являются научной литературой. В этой связи, хотелось бы на будущее уточнить Ваш способ работы с неадаптированными "взрослыми" источниками применительно к учащимся младшей школы. Проект заявлен как ученический. Означает ли это , что автор проекта самостоятельно проработала всю указанную научную литературу? Скорее всего, необходимо уточнить возрастно-сообразный метод обсуждения данной темы в связи с теми задачами развития, которые педагог решает в работе с учащимися младшей школы на материале изучения народных волшебных сказок.
Комментарий по оценкам
Комментарий для автора проекта. Вами проведено интересное и подробное исследование. Хотелось бы обратить Ваше внимание, что в исследованиях всегда есть две стороны. Первое - это раскрыть содержание темы. Вы с этим справились блестяще и нашли ответы на поставленные вопросы. Второе - это показать Ваше отношение: почему Вас заинтересовала эта тема? Чему Вы научились? Что нового Вы узнали в результате? Что Вас удивило? Что показалось непонятным? Какие новые вопросы появились? Ваше личное размышление о том, что получилось, а какие новые вопросы возникли, позволит Вам определить интересное продолжение темы. Желаем успехов!
Комментарий по проекту
Уважаемые взрослые! Поздравляем вас с успешной работой. Важно, что соблюден баланс самостоятельной работы и работы консультантов. Возможно в выводах можно было бы более конкретно ответить на поставленный в начале работы вопрос. Однако на общую оценку работы это не повлияло. Ждем новых проектов.
Комментарий по оценкам
Интересный, действительно работающий с культурным наследием России, проект. Широкий охват и глубокий анализ материала. Тема с одной стороны действительно детская, а с другой - по-хорошему профессиональная. Что касается социокультурного аспекта, важно, что автор размышляет над словом Дурак и открывает его старое, нейтральное значение. Тема младшего сына затрагивает такие аспекты, как соотношение любви к родителям и ответственности за них, соблюдения традиций и собственного интереса. Тема важная для современного человека. Работа хорошо структурирована, определены цели, задачи, проблема исследования. Грамотно и логично составлена презентация.
Комментарий по оценкам
Интерес к проблеме исследования определяет творческую инициативность автора, целеустремленность его поисковой деятельности,мотивированной замечательным желанием найти скрытые смыслы национальных особенностей русской народной сказки.Знакомство с Вашей работой поможет читателю понять традиции гуманных взаимоотношений родителей и детей ,специфику восприятия современным читателем проблемы отцов и детей. Очевидные достоинства проекта обеспечены широкой информированностью исполнителя в вопросах филологического и социокультурного анализа фольклорного текста.Все это свидетельствует о Вашей подготовке к следующему этапу исследования,к достижению новых успехов в исследовательской деятельности
Комментарий по проекту
Научное руководство проектом заслуживает высокой оценки .Очевидно влияние на исполнителя высококвалифицированного филолога.Рекомендуется обратить внимание на взаимодействие и сотрудничество педагога с автором проекта,на укрепление их сотворчества на основе субъект-субъектных отношений