ФИО заявителяСеменов Артём Александрович
Дата рождения02.02.2008

Проект

НазваниеЗапуск модели ракеты
УчреждениеГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1384 имени А.А. Леманского", 125252 Москва, Новопесчаная улица, дом 15
Класс4
Науч. руководительШварц Полина Иосифовна
КонсультантСеменов Александр Валерьевич
Исполнители
  • Семенов Артём Александрович
Секция1 - 4 классы «Изобретаем и моделируем». Техническое творчество, конструирование, макеты и модели, изобретательские идеи, новые игры.
Краткое описание проектаРабота посвящена исследованию принципа реактивного движения ракет и объяснению его в доступной форме для детей младшего школьного возраста. Выбор темы обусловлен интересом к изучению основ физических полета ракетно-космической техники, к конструированию самодельных моделей ракет из подручных материалов, в том числе популяризацией ракетомоделизма в понятной для детей форме. Целью работы являлось исследование принципов движения, конструирования и запуска моделей ракет. Поставленные и решенные задачи: 1) проведен анализ литературы по проблеме исследования; 2) исследованы принципы реактивного движения; 3) собраны модели ракеты, проведены их экспериментальные запуски и произведена оценка летных характеристик; 3) проведена социально-экономическая оценка эффективности проекта.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомКосмическая техника была и остается воплощением наиболее ярких и смелых идей человеческого разума. Ракета - самый быстрый транспорт на планете Земля. В основе полета ракеты принцип реактивного движения. В литературе существует большое число публикаций, в которых описаны разные способы конструирования и запуска самодельных моделей ракет, объяснены основы реактивного движения. Однако, детям возраста 10-12 лет остаются непонятными многие физические законы и закономерности, поскольку объяснения рассчитаны на детей более старшего возраста (учеников 7-8 классов). При объяснении физических явлений часто не хватает демонстрационных пособий, что не дает полного представления о реальных физических процессах. Подача материала в наглядной и доступной форме позволит повысить интерес у ребят к техническому творчеству и желанию применять знания из других областей (математика) на практике.
Основная идеяНа примере простых моделей реактивного движения наглядно показать принцип реактивного движения, продемонстрировать способ реализации экспериментальных исследований, позволяющий закрепить метапредметные навыки и знания детей начальной школы. Суть исследовательского этапа заключается в проведении серии экспериментальных запусков игрушечных машинок разной массы, к которым прикрепляются наполняемые по-разному воздушные шарики с разным диаметром отверстия. По команде «Пуск» отверстие воздушного шарика открывается, включается секундомер. После остановки машинки фиксируется время на секундомере, вычисляется скорость движения. Результаты сравниваются и анализируются. Суть проектного этапа заключается в конструировании нескольких макетов ракет (разного размера и массы): пневмогидравлической, и на основе химической реакции, и последующем запуске. По результатам экспериментальных запусков собранных моделей ракет определяются их летные характеристики.
Масштаб организации работВнеурочная деятельность, научно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста (3-4 классы).
Полученные результатыРезультаты экспериментального исследования: 1) созданы упрощенные макеты, демонстрирующие физические основы реактивного движения; 2) созданы макеты моделей ракет (пневмогидравлическая и на основе химической реакции). На примерах собранных самостоятельно простейших моделей показано, что: 1) увеличение массы движущегося тела приводит к уменьшению скорости реактивного движения; 2) увеличение диаметра отверстия приводит к увеличению скорости реактивного движения; 3) увеличение объема воздушного шара при неизменном отверстии (т.е. увеличение запаса топлива) на скорость движения не влияет, но позволяет телу переместиться на большее расстояние; 3) расстояние, пройденное за счет реактивной тяги, зависит от вида топлива: воздушное топливо позволяет задать телу более высокую скорость движения за счет его более быстрого «отрыва» от тела; 4) высота полета модели ракеты зависит от ее размеров и массы, а также вида топлива и его массы. Ссылка на видео https://youtu.be/xBHUEQTnjLs
Кому нужны результаты проектаИзучение принципов реактивного движения позволит понять его особенности и на основе полученных знаний в будущем разработать новые виды ракет, развивающих более высокие скорости. Разработанные макеты ракет могут использоваться в школьной программе для наглядной демонстрации ученикам 3-4 классов принципа реактивного движения, а также на практических работах по предметам: физика, естествознание, окружающий мир. Социально-культурные последствия: популяризация научно-технических направлений, таких как: исследование околоземного пространства и космоса, космонавтика, разработка космических аппаратов и кораблей, а также развитие метапредметных знаний и навыков.
Перспектива дальнейшнего развития проекта1. Разработка и внедрение методических пособий по практическим и лабораторным работам по направлению «Изучение принципов реактивного движения и запуск макетов ракет на различных видах топлива» 2. Экспериментальные исследования различных видов топлива макетов ракет, в том числе и многокомпонентных. 3. Совершенствование моделей ракет для увеличения высоты и стабильности полета, в том числе за счет оптимизации конструкции и внедрения программного управления.

Материалы проекта

Видео

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма25 20 22 67.0
Анализ проблемы5 3 5
Организация работы5 5 5
Результаты работы5 4 4
Социокультурные и образовательные последствия 5 3 3
Презентация работы5 5 5
Комментарии
Комментарий по проекту

Комментарий для педагога и родителей. Отличная работа! Поздравляем! Однако следует обратить внимание, что объектом в исследовании выступает то, что находится перед субъектом. То, что мы рассматриваем в целом. В данном случае объектом выступают модели ракет, в которых реализован принцип реактивного движения. Предмет исследования всегда является какой-то стороной объекта, его характеристикой. Например, влияние массы тела (типа топлива, объема камеры и т.д.) на характеристики движения ракеты. В ходе такого исследования можно сформулировать некоторые принципы проектирования изделий, реализующих принцип реактивного движения. Предмет исследования не может быть больше наблюдаемого объекта. В противном случае, наблюдая за объектом, мы не можем делать выводы о предмете в целом. Он нам не виден!!! В целом работа отличная! Спасибо всем, кто помогал разработчику.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося. Отличная проектно-исследовательская работа. Достоинством работы являются изготовленные модели ракет, в которых реализован принцип реактивного движения. Впечатляющая экспериментальная часть работы. Рекомендуем продолжать Вашу работу, привлекая к ней своих товарищей и одноклассников. Создать проектную команду для разработки более сложных летательных аппаратов.

— Эксперт 1
Комментарий по оценкам

Очень хорошая, наполненная существенным материалом работа. Больше всего понравилась экспериментальная часть с шариками и машинками. Заслуживает уважения статистическая обработка экспериментов. Замечательно представлена.

Комментарий по проекту

Всё понравилось. Много труда. Достойно уважения. Не совсем понятно - насколько заявитель самостоятелен.

— Эксперт 2
Комментарий по оценкам

Для первых шагов в ракетомоделировании вполне достойно

Комментарий по проекту

Результаты моделирования надо представлять своим одноклассникам

— Эксперт 3