ФИО заявителя | Кобелев Тимофей Антонович |
Дата рождения | 16.02.2002 |
Проект
Название | Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Исследовательская работа |
Учреждение | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Гимназия №1" г. Кирово-Чепецка, 613040, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, пр-кт Мира, 52 |
Класс | 10 |
Науч. руководитель | Спицын Анатолий Павлович |
Консультант | Кобелева Галина Александровна |
Исполнители |
|
Секция | 9 - 11 классы «Проектируем здоровую среду: «Школа – территория здоровья». Спорт, здоровый образ жизни, медицина, экология. |
Краткое описание проекта | В ходе работы была выполнена оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся 9 классов КОГОАУ «Гимназия №1» г. Кирово-Чепецка. Для этого были проведены измерения массы, роста, кровяного давления, частоты сердечных сокращений у учащихся 9 классов и рассчитаны гемодинамические показатели. Ученики были распределены группы по значению вегетативного индекса Кердо, и был проведен сравнительный анализ гемодинамических показателей в выделенных группах. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Одной из актуальных проблем, требующих пристального внимания, является изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей старшего школьного возраста. Именно в этом возрасте происходят интенсивные изменения сердечно-сосудистой системы. Помимо этого, в настоящее время наблюдается «омоложение» ряда патологий, в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. |
Основная идея | В работе выдвинуты две гипотезы: предполагаем, что функциональное состояние регуляторных систем, их реактивность и адаптационные возможности организма школьников в первую очередь определяются исходным типом вегетативной регуляции и что особенности адаптации организма к интенсивным учебным нагрузкам зависят от исходного вегетативного тонуса, которые в конечном итоге будут влиять на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и в целом на здоровье учащегося в будущем. |
Масштаб организации работ | В исследовании приняли участие 58 (34 девушки и 24 юноши) учащихся 9 классов КОГОАУ «Гимназия №1» г. Кирово-Чепецка. Исследования проводились в декабре 2017, январе 2018, июне 2018, сентябре 2018 года. |
Полученные результаты | Мониторинг функционального состояния у учащихся старших классов выявил, что давление у 91,7% юношей и 79,4% девушек в конце первого полугодия давление несколько превышает должное значение. Было выяснено, что в декабре, в конце триместра из 58 человек 48 имели положительный индекс Кердо (ВИК), причем у 44 из этих 48 ВИК был больше 5. Это говорит о преобладании активности симпатического звена вегетативной нервной системы (ВНС), что вызывает увеличение ритма сердца и силы сокращений миокарда. В декабре нормальный ВИК был у 7 человек из 58. В январе, после каникул, мы наблюдали иную картину: нормальный ВИК - у 8 учеников, увеличилось количество учеников с отрицательным ВИК в два раза. Это говорит о том, что дети отдохнули на каникулах. Систолическое и диастолическое давление были выше у учащихся с доминированием парасимпатического отдела ВНС. Удельное периферическое сопротивление также оказалось большим у испытуемых с доминированием парасимпатического отдела ВНС. У испытуемых с отрицательным ВИК должная частота сердечных сокращений не имеет большого различия с фактической. У испытуемых с положительным ВИК наблюдается сильное расхождение данных показателей. У учеников с доминированием симпатического отдела вегетативной нервной системы фактические значения ударного объема (УO) превышали должные значения. Фактические и должные значения минутного объема крови также отличались в сторону фактических. На усиление симпатического отдела ВНС в регуляции сердечной деятельности указывают значения ВИК. Адаптационный потенциал (среднее значение по группе) для учащихся, имеющих положительный ВИК (преобладание симпатического отдела ВНС), составляет 2,11, что говорит об умеренном напряжении механизмов адаптации и регуляции сердечно-сосудистой системы. Среднее значение адаптационного потенциала для учащихся, имеющих отрицательный ВИК (преобладание парасимпатического отдела ВНС), составляет 1,99, что говорит о нормальной (удовлетворительной) адаптации. Дополнительно был проведен мониторинг функционального состояния у 39 учащихся 9 (10) класса. Показатели были проанализированы в декабре, январе, мае и сентябре и составлены таблицы и диаграммы их динамики. Вычисления показали, что у девушек средние значения АДС и АДД в течение наблюдаемого периода постепенно повышались; АДС у юношей понижалось, АДД повышалось.У обучающихся наблюдалась достаточно резкие изменения минутного объема крови и сердечного индекса. Минимальное значение этих показателей и у юношей и у девушек было в июне в период экзаменов. Значения ударного объема крови в течение наблюдаемого периода понижалось без скачков. У обучающихся с отрицательным ВИК наблюдалось понижение АДС и АДД, у учеников с положительным ВИК наблюдалось повышение АДС и АДД. Динамика ударного объема крови и у ваготоников и у симпатотоников была отрицательная. У обучающихся, имеющих ВИК > 0 сердечный индекс и минутный объем крови были минимальными в июне, в период экзаменов, а удельное периферическое сопротивление сосудов было максимальным. У обучающихся с ВИК < 0 в течение наблюдаемого периода были зафиксированы скачки значений сердечного индекса и удельного периферического сопротивления сосудов. В декабре и июне (напряженные периоды) сердечный индекс был высоким, а удельное периферическое сопротивление сосудов было низким и наоборот, в январе и сентябре (после каникул) сердечный индекс был низким, а удельное периферическое сопротивление сосудов было высоким. |
Кому нужны результаты проекта | Людям, которые заботятся о своем здоровья, желающим вести здоровый образ жизни, контролировать свое физические состояние. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Продолжение наблюдения за выделенной группой, увеличить объём выборки, а вместе с ним — достоверность получаемых результатов. Дополнить работу прослеживанием в динамике за конкретными испытуемыми, формулируя для них конкретные советы по поведению, питанию и упражнениям. |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Нестандартная работа для образа мышления школьника. В целом, а также: по замыслу; по структуре исполнения; по подходу и по результатам — на отлично. Проблема, образно говоря, лежит на поверхности, но мало кто обращает на это внимание. А, вот, Тимофей обратил. Нам кажется, что он подметил снижение (может быть на своем опыте всматриваться в свой организм) - адаптационных возможностей организма сегодняшнего школьника (об этом пишут и специалисты (физиологи и медики) реагировать и/или приспосабливаться к различным условиям существования в окружающей среде. Что связано в первую очередь (как подчеркивает Тимофей) с резким увеличением так называемых статических напряжений организма: многочасовое сидение за ПК, главным образом. Результатом чего: нарушение осанки; дисбаланс с/с системы, нарушения других функций организма и пр. Как нам кажется, Тимофей понимает, что вне анализа контекстов физических нагрузок школьников, которые они испытывают проводить исследование по выбранным параметрам, - не имеет большого методического смысла. В связи с чем, хотелось бы отметить следующее: Известно, что человек в окружающей среде выступает одновременно и как биологический индивид, и как социальная личность. Поэтому и присущие ему механизмы адаптации определяются, с одной стороны, посредством приспособительных реакций (физиологическая адаптация), с другой — активной психологической и социальной адаптацией. Говоря проще: если ученик почувствовал снижение уровня здоровья (по показателям, которые изучал Тимофей), то ему надо силой воли заставить себя изменить режим дня, увеличив физические нагрузки. Может быть, в этом направлении и надо продолжить исследование?!
Комментарий по оценкам
См. комментарии по проекту
Комментарий по оценкам
Работа перегружена исследовательскими данными, не связанными с учебными нагрузками интеллектуального (психофизического) или физического состояния.
Комментарий по проекту
В работе выдвинуты гипотезы, предполагающие оценку функционального состояния организма школьников в зависимости от интенсивности учебной нагрузки. Исследования проводились в конце четверти и после каникул. После каникул отдыха состояние лучше, это и подтвердили данные исследования.
Комментарий по проекту
Представленные материалы показывают значительную актуальность вопроса функционального состояния здоровья среди школьников и демонстрируют фундаментальность заявки на возможную разработку в крупномасштабном варианте рекомендаций по организации учебной деятельности в образовательной организации, учитывающих не только программный, административный и педагогический ресурс, но и предусматривающий психофизиологические особенности обучающихся. Несомненно, данный проект создаст предпосылки для организации нового направления профилактической деятельности, направленной на оптимизацию и гармонизацию не только функционального здоровья, но и повышение адаптивности функциональных систем организма обучающихся, повышение их успеваемости, что в настоящее время является серьезной образовательной проблемой. 9 класс - это время повышенной учебной и эмоциональной нагрузки на учащихся вследствие того, что это время интенсивной подготовки к итоговой аттестации (ОГЭ), что не может не оказывать существенное влияние функциональное состояние сердечно-сосудистой системы старшеклассников. Участие системы кровообращения в процессе адаптации связано с изменением показателей ее уровня функционирования. Данный проект имеет большое научное и практическое значеие. Выражаем благодарность научному руководителю Спицыну Анатолию Павловичу, профессору ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, доктору медицинских наук. Рекомендуем к публикации в федеральном учебно-методическом журнале «Профилактика зависимостей».
Комментарий по оценкам
Представленная на конкурс работа характеризуется серьезным анализом ситуации, связанной с изучением состояния здоровья школьников в гимназии. Значимым является компонент исследования, связанный с актуальностью проблем, требующих пристального внимания и изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся старшего школьного возраста. В ходе исследовательской работы была выполнена оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся 9 классов гимназии. Актуальность исследований подтверждается тем, что в конце обучения в 9 классе обучающимся придется проходить итоговую аттестацию (ОГЭ) и состояние адаптационных механизмов организма школьников имеет большое значение. В ходе проведения оценки адаптационного потенциала системы кровообращения автором, под научным руководством доктора медицинских наук Анатолия Павловича Спицына разработана классификация уровней здоровья, в которой выделяются четыре группы лиц с разной степенью риска снижения функциональных возможностей и уровнем адаптации и был проведен сравнительный анализ гемодинамических показателей в выделенных группах. Особое значение имеют предложенные рекомендации.