ФИО заявителя | Ефремова Ирина Леонидовна |
Дата рождения | 19.01.1968 |
Проект
Название | Какого цвета стихи? |
Учреждение | ГБОУ "СОШ №597 "Новое поколение" 125502 Москва, Петрозаводская улица, дом 19А |
Класс | 3,6 |
Науч. руководитель | Ефремова Ирина Леонидовна |
Консультант | Чугунова Екатерина Ивановна |
Исполнители |
|
Секция | 5 - 6 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики. |
Краткое описание проекта | Цвет - это представление жизни человека во всех его проявлениях. В нашем исследовании мы попытались ответить на следующие вопросы.Связан ли как-то цвет с нашей речью? Есть ли соответствия между цветом и звуками языка? Как отражена эта зависимость в художественных текстах? |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Цель: экспериментальным путем доказать лингвистическую теорию цветовой содержательности звука. Гипотеза. Между природой цвета и звуковым устройством языка есть определенная взаимосвязь, которая проявляется прежде всего в поэзии и делает художественный образ более ярким и выразительным. Задачи: - изучить теоретический материал по соответствию цвета и звука; - провести эксперимент по выявлению цветового восприятия звука носителями языка; - проанализировать стихи С.Есенина с точки зрения соотношения звука и цвета; - создать цветовой «видеообраз» стихотворения Есенина. Свое исследование мы начали с изучения книги А.П.Журавлева «Звук и смысл», в которой автор рассказывает о том, что между цветом и звуковой системой языка есть определенная взаимосвязь. Для того чтобы проверить, действительно ли гласные звуки воспринимаются говорящими в каких-то определенных цветах, мы провели эксперимент в 5А классе ГБОУ «Школа 597». На доске в строчку были написаны шесть гласных: Э, О, Ы, У, И, А. Сбоку - названия шести цветов: черный, красный, жёлтый, синий, белый, зелёный. Информантов попросили написать, в какой из шести цветов, по их мнению, окрашен каждый из гласных. Полученные данные убеждают нас в том, что гласные звуки речи говорящими воспринимаются примерно одинаково. Итак, для гласных звукоцветовые соответствия можно охарактеризовать так: А - красный О - белый И - синий Э - жёлтый У - зелёный Ы - чёрный Мы считаем, что цветовая особенность звуков должна проявляться в художественной литературе, и прежде всего в поэзии. Цель поэзии - воздействовать на чувства читателя, вызвать отклик в его душе, поэтому поэты используют все возможные выразительные средства языка. Мы обратились к стихотворениям С.А.Есенина, потому что стихи именно этого поэта называют «разноцветными», так как они имеют богатую цветовую палитру.Мы проанализировали стихотворение С. А. Есенина «Лебёдушка». Проанализировав текст с точки зрения частоты употребления гласных звуков, мы увидели, что в первой и второй строфах преобладает интенсивный красный цвет, который к третьей строфе становится бледнее. Далее по частоте использования идут белый и жёлтый цвета, причём в первой строфе жёлтого больше, а в третьей он перемешивается с белым и становится бледно-желтым. Так и в природе: солнце рано утром сначала жёлто-красное, а потом бледнеет и становится бело-жёлтым . Синие и зелёные цвета - это оттенки цвета неба и леса, о которых упоминается в стихотворении. Итак, основной цвет – красный, цвет зари, плавно переходящий в светло-жёлтый – цвет уже взошедшего солнца. Благодаря «цветозвуковым» ощущениям, мы видим, что заря не просто освещает землю, а делает ее сокровищницей. Лирический герой заворожен происходящим, так как попадает не в обычный лес, он попадает в сказку. Затем мы приступили к созданию цветового «видеообраза» стихотворения С.Есенина «Лебёдушка» При создании видеообраза стихотворения мы учитывали процентное соотношение повторяющихся звуков. Глава 4. Эксперимент по восприятию созданного «видеообраза» учениками 5А класса ГБОУ «Школа №597 «Новое поколение» Мы показали рисунок ребятам 5А класса и прочитали 3 стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», «О край дождей и непогоды» и «Лебёдушка». В первых двух стихотворениях есть оттенки красного: «малиновая лебеда» и «проскакал на розовом коне». 20 человек из 25 решили, что иллюстрация подходит именно к стихотворению «Лебёдушка». Цветовую особенность звуков мы решили использовать в своих творческих работах. На занятиях литературного кружка мы составляли синквейны «Весна». Кто-то захотел изобразить весну зеленой, а кто-то розовой. Сначала мы отобрали слова с определенными звуками. Для «зеленой» весны мы упор делали на слова со звуками «у», «о», а для «розовой» - «а», «о». |
Основная идея | Между природой цвета и звуковым устройством языка есть определенная взаимосвязь, которая проявляется прежде всего в поэзии и делает художественный образ более ярким и зримым. |
Масштаб организации работ | В исследовании участвовали члены кружка "Литературное творчество", эксперимент проводился среди учеников 5А класса МБОУ "СОШ 597 "Новое поколение". В дальнейшем исследование продолжила ученица 6 класса. |
Полученные результаты | Заключение. Выводы Таким образом, гипотеза о «звуке и смысле» подтвердилась. Между природой цвета и звуковым устройством языка есть определенная взаимосвязь. Эта удивительная особенность ярче всего проявляется в поэзии. Отвечая на поставленный в названии работы вопрос, можно сказать, что цвет стихов зависит от того, какие звуки доминируют в нем. |
Кому нужны результаты проекта | Практическая значимость Наше исследование будет интересно и полезно начинающим поэтам и писателям, учителям русского языка и литературы и всем тем, кто любит родной язык. Данные исследования были использованы в изучении стихов Есенина на английском языке |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Мы продолжим исследование, ведь есть ещё и согласные звуки речи, и у них имеется связь не только с цветом, но и с различными звуками. |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Сегодняшнее образование всецело сосредоточено на сугубо технологическом и цифровом контенте, что резко ослабляет чувственно-эмоциональную сторону растущего человека. Образование непременно должно содержать в себе то, что вызывает переживания, удивления и другие чувства — вот, как нам кажется, направление исследовательского проекта Анастасии, Анны и Марии. Редкое по содержанию и смыслам изящно проведенное исследование. Все его части (замысел — подготовка — выбор художественного материала — способ анализа; оформление) — уместны и добротно сделаны. Но нельзя не отметить следующее: девочки двигались уже по проторенной дорожке достаточно большого количества работ по теме «Звук и цвет в поэзии».Эксперт тоже провел небольшое исследование в Интернете и нашел, что эта тема имеет многочисленных сторонников (см., к примеру по адресам: https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-zvuk-i-cvet-v-poezii-855749.html; «Сочетание цвета и звука в поэзии С. Есенина» (http://litra.bobrodobro.ru/10126). В этом плане авторам излишне было сказать, что, мол, «Гипотеза о «звуке и смысле» подтвердилась». И все же пожелаю продолжать двигаться в этом направлении, развивать свой литературный кружок, привлекать в него других. Попробуйте выпускать альманах — продвигайте школьников в сторону понимания красоты: именно в этом, как нам кажется, и состоит образовательный смысл проекта.
Комментарий по оценкам
См. комментарии по проекту
Комментарий по проекту
Комментарий для научного руководителя и консультанта проекта. Очень креативное направление работы. Рекомендуется обсудить с автором результаты, расширить команду проекта - возможно, это будут даже ученики, которые далеки от литературного творчества, но, например, любят рисовать, обсудить с разработчиками возможные образовательные и социокультурные последствия результатов проекта. Это может быть и творческое направление - создание картин и поэтических произведений, и обучающее - разработка приемов, облегчающих восприятие сложных художественных текстов на родном или иностранном языке , и исследовательское - постановка новых гипотез и их экспериментальная проверка.
Комментарий по оценкам
Комментарий для авторов проекта. Очень интересное и оригинальное исследование. Рекомендуется обсудить его результаты, определить, чему научились авторы проекта, уточнить, что получилось, а что не получилось, какие новые вопросы возникли. Рекомендуется поискать, кто еще занимался подобными экспериментированиями в российской и мировой культуре? Поэты, художники, музыканты, дизайнеры? Например, в начале ХХ века много экспериментов с цветом, звуком и словом было у поэтов и художников футуристического направления, у русского композитора И.Стравинского , поэтов В.Хлебникова, В.Маяковского и т.д. Сейчас многие современные художники и дизайнеры также экспериментируют с разными формами и модальностями (например, можно посетить музей современного искусства "Гараж", где летом была выставка, посвященная тому, как воспринимают звуки и музыку глухие люди - а они воспринимают звуки через цвет, через фактуру материала, через вибрации (есть фильмы и различные материалы в интернете)). Желаем успехов!
Комментарий по оценкам
Исследование очень интересное.
Комментарий по проекту
Исследование очень интересное.