ФИО заявителя | Белова Ольга Петровна |
Дата рождения | 22.02.2002 |
Проект
Название | Зерно и рыба. |
Учреждение | Государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с дополнительным образованием города Москвы «Класс-центр» 125130 г.Москва, ул. Большая Академическая дом 11а |
Класс | 11 |
Науч. руководитель | Корнева Татьяна Анатольевна |
Консультант | |
Исполнители |
|
Секция | 9 - 11 классы «Гуманитарные проекты: «Человек и мир». Философия, искусство, культурология, психология. |
Краткое описание проекта | В работе изучается влияние культа пищи на разные стороны жизни человека, в частности - религиозные воззрения. Рассматривается взаимосвязь между продуктами питания и возникновением первых религиозных обрядов. Автор прослеживает изменение отношений между человеком и пищей в ходе основных этапов истории человечества, начиная с каменного века. Изучается влияние производящего хозяйства на возникновение государственности и его видов, символика зерна и рыбы в устном народном творчестве и живописи. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Рассмотреть понятия «зерно» и «рыба» в разных областях человеческой жизнедеятельности. - рассмотреть понятия «зерно» и «рыба» в биологическом аспекте; - изучить влияние на человеческий организм употребления рыбы и зерна; - рассмотреть особенности и различия в устройстве государств с различными видами хозяйств; - изучить отражение образов зерна и рыбы в религии; - рассмотреть символизм рыбы и зерна в устном народном творчестве и живописи. |
Основная идея | Вся история человечества – это борьба за выживание, где основное место занимает добыча пищи. У истоков человеческой истории самыми доступными путями добычи пропитания были собирательство, охота и рыболовство. Большинство первобытных поселений образовывались недалеко от воды, что было некой гарантией пропитания. Рыба и зерно были одними из основных источников пищи. Сначала зерно, собранное с диких колосьев, позже, при переходе к производящему хозяйству, зерно окультуренных злаков. При этом собирательство и рыболовство всегда сохраняло важную роль в плоть до сегодняшних дней. Проследив связь между пищей человека и его религиозными воззрениями, стало понятно, что это – одна из самых крепких связей. Питание занимает особое место в жизни homo sapiens. Отражение культа мы находим не только на первобытном этапе развития человека, но и, например, в христианской догматике. Даже в наши дни мы по-прежнему, так или иначе, обращаемся к культу пищи: хорошим примером служит праздник провода зимы – Масленица. Проведя аналитическую работу в таких областях общественной деятельности как религия, живопись, мифология и питание я пришла к выводу, что столь широкое распространение зерна и рыбы связано с их чрезвычайной важностью не только в рационе питания, но и в экономике. |
Масштаб организации работ | В рамках школы. |
Полученные результаты | Выступление с публичной лекцией перед учениками старших классов ГБУСОШДО «Класс-центр». Планируется выступление автора с данной лекцией на ММСО в апреле 2019 г. Ссылка на видео https://yadi.sk/i/XFf04HjFymA-pQ |
Кому нужны результаты проекта | Всем, кто интересуется историей и культурой. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Изучить тему «Зерно и рыба» в разных видах современного искусства. |
Материалы проекта
Видео
Комментарии
Комментарий по проекту
Комментарий для педагога и родителей. Рекомендуем обсудить с разработчиком следующее. В рамках исследования важно развести различные реальности. Базовая субъективная реальность человека. Ее основными модусами (проекциями) являются : 1) Модус деятельности - человек как субъект, как деятель, как организатор и хозяин собственной жизни. 2) Модус сознания - человек способен формировать представления о себе, мире, других людях. Развитие этого модуса приводит к формированию идеальной, символической реальности. 3) Модус общности - человек становится человеком среди людей и живет вместе с другими, сорганизуется с другими. В зависимости от исторического развития той или иной проекции, их синтез задает ту или иную форму хозяйствования (уклад жизни, формирование государства и т.д.), относительно которой возникают надстройки, иногда претендующие на статус базовой реальности. Например, экономика - как представление о правильном, эффективном ведении хозяйства. Наука - как способ выявления общих законов и причинно-следственных закономерностей. Производство - как способ создания предметов и инструментов, которые используются в хозяйстве и т.д. Анализируя символы «Зерно» и «Рыба», целесообразно удерживать, о какой проекции реальности идет речь, какое развитие она получала в конкретный исторический период развития человечества. Какую проекцию имели данные символы для различных народов в разные исторические эпохи. Здесь важным для исследовательской работы будет корректный уровень обобщения рассматриваемой области.
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащегося. Проделана большая работа. Собран и анализируется достаточно большой интересный культурологический материал. Однако, при всей полифоничности работы, в ней сопоставляются и рассматриваются различные научные предметы. Такое смешение не позволяет получить собственно научного знания, а продолжает процесс мифотворчества. Целесообразно определить объект и предмет исследования Вашей работы. На решение какой научной проблемы направлено исследование? В работе Вы показали Ваш широкий кругозор и способность комплексно подходить к исследовательской работе, все это говорит о Вашем большом творческом потенциале. Однако, Вы сделали только первый шаг. Работу целесообразно продолжить. Желаем успехов.
Комментарий по проекту
Комментарий для научного руководителя и консультанта проекта. Очень содержательный обзор. Рекомендуется обсудить с автором результаты работы, продолжить работу как исследовательскую или проектную. Необходимо проработать с автором понятия проблема и гипотеза исследования, методы гуманитарного исследования, результаты исследования; проблема и замысел проекта, результаты проекта, образовательные и социокультурные последствия. С точки зрения исследования перспективным мог бы быть анализ первоисточников (документов и т.д.), проекта - замысел и реализация практической части (творческой, конструирующей или обучающей). Интересен ход - анализ в рамках темы сюжетов живописи, для продолжения можно было бы расширить круг интерпретируемых картин и создать виртуальную выставку.
Комментарий по оценкам
Комментарий для автора. Очень интересная работа. По характеру представляет собой обзор источников. Рефлексия результатов позволит сформулировать на перспективу замысле исследовательской или проектной работы. Для исследовательской работы необходимо конкретнее сформулировать гипотезу и сопоставить несколько подходов, различные точки зрения (в данной работе представлена, в основном, материалистическая философия). Для проектной работы необходим замысел и реализация практической части. В этой связи, несколько замечаний для размышления. В работе представлена культурологическая точка зрения в рамках философии материализма. Собран интересный материал, но отсутствуют другие концепции и их сравнение. Например, точка зрения русских философов конца 19 - начала 20 века? Образ зерна и рыбы в литературе и поэзии? Далее, коль скоро в работе предпринята попытка рассмотреть натуральное и символическое значение данных объектов для всего человечества, то почему не рассматривалось их значение в китайской, японской и др. культурах? Ка известно, рис и морепродукты - основа питания в Японии и т.д. Японская кухня наполнена символизмом и, возможно, ее рассмотрение и интерпретация позволила бы Вам сформулировать замысел проектной части. Центральная позиция, с которой Вы рассматриваете натуральное и символическое значение рыбы и зерна в культуре и цивилизации, - идея борьбы за выживания. В то же время, в эту идею не укладывается ряд собственно человеческих проявлений, когда ценность собственной жизни оказывается меньшим, чем что-либо другое - ежедневное самопожертвование матери ухаживающей за ребенком, подвиг религиозного мученика (в том числе, события российской истории ХХ века, а не только раннехристианские времена) , героизм воина, христианская максима "жизнь положить за други своя", даже самоубийство у самураев как жизнь несовместимая с понятием о чести. Собственно человеческое - это наличие ценностей больших, чем собственная жизнь - именно в этом смысле трактуется Евангельский образ зерна, умершего в земле, чтобы дать возможность новой жизни. В этом плане, рекомендуем посмотреть другие концепции развития человеческой цивилизации. Желаем успехов!
Комментарий по оценкам
Работа является реферативной, не сформулирована проблема и предмет исследования.
Комментарий по проекту
Поэтому, выводы носят общеизвестный характер.