ФИО заявителя | Лебина Татьяна Алексеевна |
Дата рождения | 03.09.2003 |
Проект
Название | Геометрия циркуля |
Учреждение | ГБОУ Школа №1454 "Тимирязевская" |
Класс | 8 "З" |
Науч. руководитель | Литвинцева Жанна Александровна |
Консультант | |
Исполнители |
|
Секция | 7 - 8 классы Гуманитарные проекты: «Красота спасет мир». Прикладные художественные, музыкальные, театральные, дизайнерские и другие арт-проекты. |
Краткое описание проекта | Проект «Геометрия циркуля» рассматривает и описывает возможности построения геометрических объектов с помощью циркуля. Решение задач на построение развивает геометрическое мышление гораздо полнее и острее, чем решение задач на вычисление и способно вызвать увлечение работой, которое приводит к желанию расширить и углубить изучение геометрии, развить любознательность. Изучив литературу по данной теме, узнали историю появления циркуля, рассмотрели основные задачи на построение с помощью циркуля. Выяснили, в каких областях деятельности человека используются геометрические построения с помощью циркуля, а также, используя построения с помощью циркуля, создали картины с применением построения пересекающихся окружностей разного (одинакового) диаметра. Линейку использовали для доработки элементов картин. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | В школьном курсе геометрии рассматривают основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. К тому же некоторые задачи не могут быть решены с помощью циркуля и линейки. Деление окружности на шесть одинаковых частей не требует применения линейки. Встает вопрос, есть ли еще задачи, которые можно решить только с помощью циркуля. Что это за задачи и как их решить только с помощью циркуля являются одним из основных объектом рассмотрения. Также мы заинтересовались, можно ли создать геометрические композиции, используя знания, полученные в ходе решения задач на построения с помощью циркуля. |
Основная идея | - определить, что возможно построить, используя циркуль; - применить знания о построении с помощью циркуля (углов, многоугольников) для создания геометрических картин. |
Масштаб организации работ | - определить, что называют геометрическими построениями; - рассмотреть исторические аспекты темы; - рассмотреть задачи на построение геометрических фигур с помощью циркуля; - научиться строить многоугольники, используя циркуль; - научиться расчерчивать геометрические композиции, используя окружности и их элементы; - анализ и обзор теории и методики по теме циркульная геометрия; - выработать навыки изображения геометрических композиций с помощью пересекающихся окружностей; - определить связь создания композиций с геометрией. |
Полученные результаты | В результате был изучен вопрос об истории возникновения конструктивной геометрии, истории появления циркуля и его использование в различных областях науки. В проектной работе были описаны, доказаны и исследованы наиболее актуальные геометрические построения с помощью одного лишь циркуля, а также показано применение этих построений при создании геометрических композиций и орнаментов. Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=ABsFqtxTFxI&t=5s |
Кому нужны результаты проекта | Приведенные задачи имеют значительный практический интерес, закрепляют полученные знания по геометрии и могут использоваться для практических работ. Любые задачи на построение развивают поисковые навыки, дают уникальный материал для творческого поиска путей решения с помощью смекалки и интуиции. Эти задачи обычно не допускают стандартного подхода к ним и формального восприятия их учащимися. Задачи на построение удобны для закрепления теоретических знаний учащихся по любому разделу школьного курса геометрии. Решая геометрические задачи на построение, учащиеся приобретает много полезных чертёжных навыков. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | В перспективе мы планируем и в дальнейшем изучать более сложные геометрические задачи на построение с помощью циркуля. |
Материалы проекта
Видео
Комментарии
Комментарий по проекту
Комментарий для педагога и родителей. Целесообразно обсудить с разработчиками, на каких площадках можно представить результаты работы. Работа подана в секцию - Гуманитарные проекты: «Красота спасет мир». Прикладные художественные, музыкальные, театральные, дизайнерские и другие арт-проекты. В связи с этим, целесообразно усилить аспекты, связанные с художественным творчеством. Возможно, что задачи на построение должны быть сформулированы как задачи, которые решает в своей практической деятельности художник, архитектор или дизайнер. В этом смысле, задачи рекомендуется переформулировать как кейс-анализ (практические ситуации).
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащегося. Интересная работа. Целесообразно рассмотреть исторические прецеденты узоров и мозаик, которые использовались при украшении храмов и создании художественных произведений в декоративно прикладном искусстве, в архитектуре, при создании орнаментов и т.д.
Комментарий по проекту
«Проект» выполнен с учетом всех необходимых научных требований. Это и анализ литературы, исторические экскурсы, рассуждения и доказательства, выводы. Почему же мы взяли термин проект в кавычки? От того, кавычки, что ученики - Бадова Ирина Андреевна и Лебина Татьяна Алексеевна сделали научную, но не проектную работу, которую уж слишком условно можно назвать «научным проектом». На самом же деле ученицы выполнили учебную работу. Причем, не исключено, что на отлично (более точную оценку может быть учитель математики).Ничего же проектного нет. Резюме: все равно мы выставляем хорошие оценки. Кроме критерия «Социокультурные и образовательные последствия». Если его брать во внимание по существу, то работа Ирины и Татьяны никак не соответствует содержанию. Если бы авторы как-то реально в какой-то форме распространили свой «проект», тогда картинка оценок могла измениться. Пожелание: внимательно отнестись к задачам конкурса. Обновить свое понимание «проектирования» и «проекта».
Комментарий по оценкам
См. комментарии по проекту
Комментарий по проекту
Комментарий для научного руководителя и консультанта проекта. Работа очень интересная и перспективная, поскольку на основе углубленного и небанального изучения школьной темы авторы действительно могут выйти на собственную оригинальную проектную идею. Проект рекомендуется продолжать. Рекомендуется обсудить с авторами - что они узнали нового в результате работы, чему научились, сто получилось, что не получилось и почему, какие новые вопросы и идеи возникли. Рекомендуется обсудить с ними такие понятия, как проблема исследования, проблема проекта, образовательные и социокультурные последствия. (Можно посмотреть на странице конкурса в разделе Меню/Документы/Критерии оценки.) Рекомендуется проследить историю использования изображений на основе построения циркулем в истории мирового художественного искусства и архитектуры.
Комментарий по оценкам
Комментарий для авторов проекта. Молодцы! Вы представили в работе очень интересный оригинальный контекст рассмотрения геометрических задач, получили красивые результаты. Работу рекомендуется продолжать. В этой связи, несколько пожеланий. Вы можете продолжать работу как исследовательскую, например, по истории математики, МХК и т.д. Например, сравнить способы разные решения упоминавшихся Вами задач на построение. Можно также посмотреть, где применялись картины из геометрических фигур, сделанные с помощью циркуля. Возможно, это витражи и розетки готических соборов? Или при планировке дворцовых парков? Или в картинах-оптических иллюзиях художников ХХ века? Работа может быть также продолжена как творческая и проектная. Что вы сами хотели бы создать? Какой тип композиций? Из каких материалов? Для чего? Где они будут "жить"? Как они улучшат жизнь вашу и людей вокруг вас? Например, можно создавать оригинальные авторские принты на футболках, холщовых сумках, придумать собственный бренд на основе ваших композиций (например - см. бренд Desigual, в котором также активно используются орнаменты на основе окружностей) и т.д. Желаем успехов!