ФИО заявителя Ганжуров Аркадий Доржиевич
Дата рождения10.02.2009

Проект

НазваниеСравнение читательского интереса детей конца 2010-х гг. и их сверстников 1970-1980-х гг. (на примере детских журналов)
УчреждениеШкола при Посольстве России в Пекине, КНР
Класс3
Науч. руководительСелимова Расмия Фазильевна
КонсультантВишнякова Татьяна Васильевна
Исполнители
  • Ганжуров Аркадий
Секция1 - 4 классы «Хочу всё знать». Работы из разных областей знаний
Краткое описание проектаВ ходе работы над проектом было проведено сравнение детских журналов советского периода с современными на примере журналов “Мурзилка”, “Весёлые картинки”, “Колобок”, “Костёр” и “Пионер”. С помощью анкетирования учеников 2-4 классов была сделана попытка определить уровень интереса к чтению детей начальных классов на примере детских журналов.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомПо словам родителей, сегодня дети читают меньше, чем их сверстники 30-40 лет назад, и детские журналы не пользуются такой популярностью, как в советское время, когда они издавались миллионными тиражами. Так ли это на самом деле? Как изменились детские журналы за этот период?
Основная идея1. Сравнить детские журналы, которые издавались в СССР и продолжают издаваться сейчас. 2. Определить уровень интереса к детским журналам у детей 2-4 классов школы при Посольстве России в Пекине
Масштаб организации работ1. Изучить советские и современные детские журналы и их содержание. 2. Провести сравнительный анализ качества печати, тиража и тематики детских журналов конца 1970-х-1980-х гг. с журналами 2010-х гг. 3. Определить, отвечает ли содержание этих журналов интересам детей. 4. Провести анкетирование учащихся начальной школы со 2-го по 4-й классы. 5. Изучить полученные данные. 6. Подготовить презентацию.
Полученные результаты1. Современные детские журналы стали более яркими и привлекательными по своему виду. В них много фотографий и ярких картинок. Для печати чаще используется белая глянцевая бумага. 2. Объём журналов сократился в 1,5-2 раза. 3. Средний объём текстов, повестей и рассказов значительно сократился. 4. В журналах перестали печатать тексты идеологического характера. 5. Стало много познавательных страноведческих текстов, которых раньше в журналах не было. 6. Гораздо больше места в современных журналах отводится развлекательным материалам. 7. Анкетирование показало, что несмотря на разнообразие детских журналов, привлекательный вид и обилие в них развлекательных материалов, интерес к ним у детей в нашей школе гораздо ниже, чем был у их родителей. 8. 82,5% родителей опрошенных детей читали в детстве журнал “Мурзилка”. Из наших учеников этот журнал читали 42%. Журнал “Весёлые картинки” читали 47,4% родителей и 7% детей. “Пионер” и “Костёр” никто из детей не читал. Нет любимых журналов у 40,4% детей. Ссылка на видео https://youtu.be/F78y4LOgoNA
Кому нужны результаты проектаМы предполагаем, что результаты нашего исследования будут интересны детям, их родителям и учителям.
Перспектива дальнейшнего развития проекта1. Определить причины снижения читательского интереса у детей. 2. Подобрать материалы, которые интересны детям начальных классов нашей школы, и выпустить журнал.

Материалы проекта

Видео

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма25 23 25 73.0
Анализ проблемы5 4 5
Организация работы5 5 5
Результаты работы5 5 5
Социокультурные и образовательные последствия 5 4 5
Презентация работы5 5 5
Комментарии
Комментарий по проекту

Исследование, проведенное Аркадием выполнено с большим знанием дела. Результаты впечатляют. Интересно, что данные по вопросу «Как много ты читаешь помимо школьных заданий» соотносимы с многочисленными социологическими опросами на тему «Самые читающие страны по количеству часов в неделю» (можно найти немало сайтов в Интернете). Оказалось, что российские школьники читают меньше, нежели в Китае или Индии, занимая 7 место в десятке самых читающих стран. Грустная картинка получается и по другим вопросам анализа Аркадия. Но это реальность. В целом, фактически Аркадий провел культурологическое исследование, что видно и по совокупности аналитических приемов. Удалось получить, как бы сказали специалисты — социогуманитарное знание о том, в каких направлениях познавательного интереса идут сегодня школьники. Это не шуточки. Это очень серьезно. И результатами исследования Аркадия должны заинтересоваться все те специалисты, которые отвечают за интеллектуальное развитие школьников. Ни много — ни мало! По всем требования — критериям — предъявляемым к проектам, в том числе исследовательского характера, работа Аркадия заслуживает самые высокие баллы.

Комментарий по оценкам

См. комментарии по проекту

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Комментарий для педагога и родителей. Рекомендуем обсудить с разработчиком, как можно привлечь одноклассников к выпуску журнала. Какие рубрики журнала могут быть интересны одноклассникам и их родителям.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося. Очень интересная исследовательская работа. Все поставленные задачи выполнены. Результаты представлены в презентации, на постере и видеофильме. Молодец! Следует различить читательский интерес и интерес к чтению. Первое – это выбор книг, журналов, тем, которые интересны. Интерес к чтению – это желание читать. Многие дети сегодня не хотят читать, больше смотрят телевизор или играют в компьютерные игры. При этом чтение является чрезвычайно полезным занятием и способствует развитию человека. Это и способность концентрироваться, и развитие воображения, и интеллектуальное развитие, и способность сочувствия и сопереживания и многое другое. Рекомендуем продолжить Вашу работу.

— Эксперт 2
Комментарий по проекту

Комментарий для научного руководителя и консультанта проекта. Очень содержательная .актуальная и перспективная работа. Рекомендуется расширить команду проекта и продумать его продолжение. Рекомендуется найти журнал для детей, педагогов или родителей (возможно, интернет-портал для родителей или педагогов), которому будет интересно опубликовать результаты вашего исследования.

Комментарий по оценкам

Комментарий для автора проекта. Молодец! Тобой проделана большая, глубокая, масштабная и очень вдумчивая работа. Результаты твоей работы будут интересны не только родителям, детям и учителям - необходимо найти возможности познакомить с ними редакторов детских журналов. Это действительно очень содержательное исследование. Представляется, что по результатам твоего исследования,не все так плохо с детским чтением. В целом, твои ровесники читают и книги, и журналы, и интернет-источники. Очевидно, что в советское время журналы и газеты были самым доступным источником новой подробной и разнообразной информации. Сейчас это телевидение и интернет. Кстати, сравнение того, что именно читают твои ровесники на бумажных носителях и в интернете, может быть одной из перспектив твоего исследования. Очень интересна схема сравнения журналов советского и современного периодов. Молодец, что все результаты внес в таблицы, так гораздо удобнее. Было бы интересно продолжить размышление над результатами твоего исследования. Ты отметил несколько моментов, например, что познавательных, приключенческих и фантастических историй надо бы больше. Интересен вывод , говорящий о том, что раньше в журналах было много текстов идеологического характера, а сейчас нет. Уточни у взрослых, что такое идеология. Вообще-то это система ценностей конкретного общества. Большое количество развлекательных материалов и рекламы в современных журналах как для детей, так и для взрослых - этот тоже определенная идеология, а именно - ценности потребления. Возможно, в том, что в детских журналах детям доступным языком рассказывается, что важного сейчас происходит в стране, какие существуют праздники и знаменательные события, чем они важны, и кто наши современные герои, - нет ничего плохого. За последние 20 лет появилась еще новая категория журналов - это детские журналы, которые выпускались до революции 1917 года, а потом были запрещены в СССР, или современные религиозные журналы (например, детские православные журналы "Свечечка", "Царевна"). Можешь поискать их интернет-версии и узнать больше о том, каким может быть содержание детских журналов. Раньше журналы были важны не только как познавательные или развлекательные. Многие люди .выросшие в СССР, именно благодаря журналам в детстве находили новых друзей по переписке, узнавали новое о профессии и совершали свой профессиональный выбор, публиковали собственные творческие работы. Поэтому заслуживает высокой оценки, что ты, проанализировав все полученные данные, хочешь создать свой детский журнал, который будет соответствовать всем запросам твоих ровесников. Желаем успехов!

— Эксперт 3