ФИО заявителяНазарова Алиса Андреевна
Дата рождения20.01.2004

Проект

Название"Мнемоника как средство повышения результативности обучения"
УчреждениеГБОУ "Школа № 1454 "Тимирязевская"
Класс8
Науч. руководительЗатурян Мери Масисовна
Консультант
Исполнители
  • Назарова Алиса Андреевна
Секция7 - 8 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаВ данной работе представлена краткая история изучения мнемоники, рассмотрены основные приёмы, а также выявлен, на наш взгляд, самый результативный из них для применения на уроках русского языка. Мы наблюдали за школьниками и выяснили, что наиболее эффективным мнемоническим приёмом является рифмовка. Выяснив это, мы провели эксперимент и доказали гипотезу, что заучивание рифмованных правил повышает прочность их запоминания и, как следствие, повышает результативность обучения. Проанализировав эти сведения, мы составили сборник правил и исключений по русскому языку с использованием мнемотехники.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомПроблема запоминания исключений и правил по русскому языку.
Основная идеяМнемоника - эффективный инструмент для запоминания материала по учебным предметам (на примере предмета "русский язык")
Масштаб организации работШкола
Полученные результатыЭкспериментальным способом доказана гипотеза, что использование мнемотехники повышает результативность обучения.
Кому нужны результаты проектаОбучающимся, учителям.
Перспектива дальнейшнего развития проектаРасширение сборника правил по русскому языку, а также изучение возможностей мнемоники для обучения другим учебным предметам.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма21 23 17 61.0
Анализ проблемы4 4 4
Организация работы4 5 3
Результаты работы5 5 3
Социокультурные и образовательные последствия 4 5 3
Презентация работы4 4 4
Комментарии
Комментарий по проекту

Комментарий для педагога и родителей. Целесообразно обсудить с разработчиками замысел продолжения как исследовательской, так и проектной части работы. Например, попробуйте проверить гипотезу, что два или три приема мнемоники в комплексе будут повышать эффективность запоминания. (например, зрительный образ + рифма). Рекомендуем обсудить с авторами работы, связанные с опорными конспектами и составлением схем. В презентации можно было использовать больше рифмованных выражений. Обсудите возможность проведения исследования.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося. Интересное направление исследовательской работы. Не совсем понятно, почему прием «рифмы» - это лучший мнемонический способ. Целесообразно провести исследование, в котором можно будет проверить данную гипотезу, сформулированную на основе Ваших наблюдений. Представленный сборник «Правил и исключений…» будет полезен многим. Целесообразно обсудить, на каких площадках могут быть представлены результаты Вашей работы. Исследование целесообразно продолжить. Возможно, у людей, которые имеют различные особенности восприятия, более эффективными будут приемы мнемоники, которые соответствуют их индивидуальным особенностям.

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Работа хорошая. И оценки высоки. Это, если не копать глубже. Стоило только начинать сверять текст с материалами Всемирной сети, сразу все заимствования и выползли. Приведу пример некоторых использованных сайтов: https://otvet.mail.ru/question/22585874; https://inima.org/2015/korotkie-mnemonicheskie-frazy-dlya-zapominaniya-pravil-russkogo-yazyka/;;https://rus.stackexchange.com/questions/447615/ ; https://www.inpearls.ru/640828; https://helpiks.org/5-16021.html и пр. Постаралась Алиса! Научному руководителю надо такие вещи проверять и приучать школьника делать ссылки и не только думать самостоятельно, но учиться делать тексты! Это же высокая культура. Здесь сейчас не место читать мораль. С одной стороны, можно сказать так: эта болезнь вычерпывать из Интернета нужные строки, замещая ими свое собственное мышление поразила всех школьников. Мы это видим, анализируя проекты всех конкурсов. С другой же стороны эта тенденция свидетельствует, что сегодняшний школьник научился мастерски оперировать с информацией. А когда же самому думать и делать? Будем считать этот вопрос риторическим! Однако, грустно! ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ — хорошо. Последствия очевидны. По крайней мере по решению задачи улучшения запоминания курса русского языка сверстниками. Не предъявлять же Алисе вопросы: а что в психологическом плане с обучающимися меняется: интересы, мотивация, мышление и т.п. ! Этим делом и заняться надо Алисе на будущее.

Комментарий по оценкам

См. комментарии по проекту

— Эксперт 2
Комментарий по проекту

Комментарий для научного руководителя и консультанта проекта. Неясно, почему в начале работы в аннотации сказано, что задача развития мнемоники стоит перед учителем, хотя представлен ученический проект. Проект посвящен актуальной теме. Рекомендуется продумать с автором его продолжение, обсудить такие составляющие проекта, как: проблема, решаемая проектом, проблема, решаемая в исследование, результаты проекта, образовательные и социокультурные последствия, команда проекта.

Комментарий по оценкам

Комментарий для автора проекта. Очень актуальное направление работы. Рекомендуется обсудить его результаты в классе. Важно подвести результаты проекта - это не только продукт, но и то,чему Вы научились, что нового узнали, что получилось, а что не получилось и почему, какие новые идеи возникли. Рекомендуется расширить команду проекта. При анализе проведенной диагностики обязательно необходимо описывать, как именно Вы наблюдали, какие именно вопросы и задания давались, сколько человек, какого пола и возраста приняло участие в диагностике. Эти подробности позволяют судить о достоверности Вашего исследования. С точки зрения развития запоминания, есть различные виды памяти. Есть образное, ассоциативное запоминание (то, что используется в мнемотехниках) - а есть смысловое. Кроме того, можно использовать готовую рифму - а можно придумать ее самому, то есть создать собственную ассоциацию. Скорее всего, эффект такого запоминания будет выше. Рекомендуется также указывать источники, использованные при составлении представленного сборника рифм.

— Эксперт 3